История символики

Чувашия

ФЛАГ

Дата принятия: 29.04.1992

Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".

Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность . Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем "Древо жизни" и "Три солнца".

Эмблема "Древо жизни", занимающая 3/5 части ширины флага - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции "Древа жизни" выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики -чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола "Древа жизни" составляет 6,5 процента длины флага.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага - "Древо жизни", означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над "Древом жизни" в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной части композиции "Древо жизни".

Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции "Древо жизни".

Полотнище флага крепится к древку, завершающимся навершием в виде рельефно-объемного изображения эмблемы "Древо жизни", составляющего по высоте 10 процентов длины флага и но ширине - 7,5 процентов длины флага.

ГЕРБ

Дата принятия: 29.04.1992

Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Чаваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности.

Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой,

Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети {месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к нас гоящему Закону.

За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

ГИМН

Мелодия государственного гимна - мелодия песни "Таван сершыв" композитора Г.Л. Лебедева. Гимн Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни;родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в "чувашском мире" - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.

"ТАВАН СЕРШЫВ" ("РОДИНА")

Музыки Г.Лебедеван - Музыка Г.Лебедева
Савви И.Тукташан -Стихи И.Тукташа

Сурхи тёнче варанна чух, - Когда весны высокий свод
Хавасла кун шаранна чух, - Лучи живые щедро льет, -
Чун саванать, чёре сикет, - На добрый лад судьбу верша,
Сёршывам синчен юрлас килет, О крае родном поет душа.

Хушса юрламалли: - Припев:

Таван сёршыв, - Поклон тебе,
Таван сёршыв, - О Родина,
Асран кайми - Красавица
Юратна сёршыв. - На все времена.
Таван сёршыв, - Поклон тебе,
Таван сёршыв, - О Родина,
Мухтав сана, - Да славится
(Сурална сёршыв! - Родная страна!

Яшсем — хёрсем выляна чух, - Отцам на смену выйдя в путь,
Атте — анне ас пана чух, - Ты, юность, им опорой будь.
Чун саванать, чёре сикет, - На добрый лад судьбу верша,
Татах та нумай пурнас килет. - О жизни большой поет душа.

Хушса юрламалли: - Припев:

Тавансемпе пёрлешне чух, - Народ народу - друг и брат,
Чаваш тёнчи секленнё чух, - Отныне и чуваш крылат.
Чун саванать, чёре сикет, - На добрый лад судьбу верша,
Татах та хастар пулас килет. - О силе людской поет душа.

Хушса юрламалли; - Припев:

Из истории символики

"Дерево жизни" - главный элемент новых государственных символов Чувашской Республики - герба и флага, принятых 29 апреля 1992 года.

Работа над национально-государственными символами началась с подготовки проекта Положения о концепции символики, суть которой состояла в следующем: национально-государственные символы должны воплощать историческое прошлое чувашского народа, олицетворять нынешний статус республики и выражать перспективу на будущее. В их духе, форме, композиции должны найти выражение народные представления о природе, обществе, трудовых, нравственных и эстетических традициях, идея согласия и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Концепция никак не ограничивала свободу разработчиков в отношении графического решения герба и флага, но предусматривала важное условие - опору на доминирующие цвета народного искусства, прежде всего узорного ткачества и знаменитой чувашской вышивки, для которых характерны красный ромбовидный орнамент на белом фоне и многоцветный орнамент на красном поле. именно так веками украшались одежды и обрядовые предметы чувашей: головные повязки (масмак), полотенца (сурбае), поясные подвески (сар, яркач), наплечья (хульчи), покрывало невесты, платки и так далее.

Интерес к разработке новых символов был так велик, что еще до объявления о конкурсе в комиссию поступило более 100 самых разнообразных проектов герба и флага. Обсуждения, дискуссии, которые велись вокруг вариантов символов, стали своееобразной творческой лабораторией и школой, способствовавшими осмыслению, поискам и выработке атрибутов национальной символики, их цветовой гаммы.

Авторы разработок шли непроторенными путями. Ведь у них, по существу, не было опоры на предшествующие национальные символы.

Небольшой опыт в этой области оказался забытым, исторические традиции геральдики утрачены, документальные свидетельства практически не сохранились. Авторы проектов, опираясь на труды видного теоретика чувашского искусства А.А.Трофимова, выступали не только разработчиками, но и исследователями чувашской истории и этнографии, народной мифологии.

Вместе с тем они обязаны были учитывать и придерживаться правил геральдики, сфрагистики и вексилологии - вспомогательных исторических дисциплин, изучающих гербы, как специфических историчесикй источник, печпти, флаги и военные знаки.

Своего опыта разработки государственных символов чуваши не имели. Этническую основу чувашей составили тюркоязычные племена булгар и суваров, которые пришли в последней четверти первого тысячелетия новой эры из приазовских степей в лесостепные районы Волжско-Камского междуречья и ассимилировали местное финно-угорское население. Многие ученые считают, что само название "чуваши" восходит к упоминающимся в арабских источниках X века названиям Сувар или Суваз. В консолидации финно-угорских и тюркских этнических групп важную роль сыграла Волжско-Камская Болгария - первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья, возникшее в X веке.

В 1235 году Волжско-Камскую Болгарию - первое из европейских государств - завоевали татаро-монголы. К середине XV века Золотая Орда распалась на Казанское, Астраханское ханства и Большую Орду. Во второй четверти XV века земли чувашей оказались в составе Казанского ханства. Чтобы освободится от гнета татарских ханов, чуваши в 1551 году добровольно присоединились к России, после чего прекратились разорительные набеги кочевых племен. В середине XVIII века чуваши обратились в православие, но мифология их во многом сохранила языческий характер, что нашло отражение и в орнаментальных элементах, включенных в национально-государственную символику: "Дерево жизни" считается источником жизни, символом плодородия, воплощением души народа; восьмиугольная звезда воплощает образ солнца, дарящего жизнь, оберегающего благополучие. В XVI-XVII веках территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале XVIII века оказалась в составе Казанской и Нижегородской губерний. По административной реформе 1775 года вошла в Казанскую и Симбирскую губернии.

Лишь в советское время территорию чувашей объединили в единое целое. Это произошло после подписания 24 июня 1920 года декрета ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Чувашской автономной области (ЧАО) с центром в Чебоксарах. Автономная область включала семь уездов Казанской и Симбирской губерний. (Губерния - высшая единица административно-территориальнного деления и местного устройства в Российской империи, оформившаяся при Петре I. Уезд - административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства в XV-XVI веках, в начале XVII века стал частью губернии, подразделялся на волости. Население губернии к началу царствования Екатерины II (1762 год) составляло 300-400 тысяч ревизских душ, в уезде насчитывалось 20-30 тысяч душ. В одной губернии было 12-15 уездов.)

В 1925 году ЧАО была преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в нее вошли часть Алатырского уезда с городом Алатырь Ульяновской губернии. Чувашская Республика полностью обрела территориальную целостность. С преобразованием автономной области в автономную республику впервые возникла необходимость создания национальных символов. В 1927 году II (VII) съезд Советов Чувашской АССР утвердил флаг и герб.

Флаг представлял собой красное или алое полотнище, в верхнем углу которого находился белый прямоугольник с красными буквами "ЧАССР" и золотым изображением серпа и молота. Место для знака и надписей обрамлял узор, заимствованный со старинных свадебных платков. В оформлении флага выдерживался традиционный и в то же время как бы осовремененный национальный колорит.

Народный орнамент вошел и в оформление герба 1927 года. Герб состоял из двух кругов, между которыми свободно размещались название "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" на чувашском и русском языках, а в нижней части - надпись "РСФСР". С правой стороны, парралельно линиям кругов, изображены сноп, колосья пшеницы, с левой - ель, еловые и дубовые ветви. Обе части венка перевивали широкие ленты с геометрическими узорами на концах.

Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года. Затем в силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стата преобладать унифицирующая атрибутика. Это а полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Согласно статьям 157 и 158 Конституции Чувашской АССР Государственнми гербом и флагом республики стали Государственный герб и флаг РСФСР, только к их изображениям добавляли надписи на русском и чувашском языках: "Чувашская АССР".

Проекты новых государственных символов, предложенные комиссией, выставили в Чувашском государственном музее в апреле 1991 года, а затем авторы разработок, признанных наиболее интересными, внесли соответствующие исправления.

Один из проектов принадлежал Д.Ф.Мадурову - студенту Московского Высшего художественно-промышленного училища. Автор взял за основу образ ласточки - птицы мира и согласия. В мифологических представлениях она - вестник добра, счастья, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия. Ласточка - любимая птица высшего из чувашских божеств небесного Бога-творца Султи-тура, который дарует дождь на поля, урожай и счастье людям. На груди ласточки - символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьев. В верхней части герба - изображение небесного свода (Кавак хуппи) и полуденного солнца. Герб обрамляют голубая лента и ветви хмеля.

Флаг представлял собой светло-желтое прямоугольное полотнище с полосами красного цвета сверху, снизу и у древка. На нем изображены основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод и золотые хлебные колосья.

Проект С.Н.Михайлова решен в строго орнаментальном ключе, с активным использованием элементов чувашской вышивки. Он представляет модель мира с небесным сводом, тремя солнцами и осью мира в центре. Эта модель мира находилась и в центре герба, и в центре флага.

Третий проект принадлежал Э.М.Юрьеву. В его основе - Вечное дерево - символ возраждающейся Чувашии. Правда, после обсуждений дубовые ветви вокруг гербового щита художник зааменил ветвями хмеля. Не случайно, конечно. Хмель - ведущая техническая культура сельского хозяйства Чувашии.

Для полотнища флага, как это дано в описании, взяты пропорции "золотого сечения" (5:8, а не 1:2), так как в вексилологии большинства стран принято именно это соотношение. Верхняя часть флага окрашена в желтый цвет, который, как принято в народной традиции, считается наиболее благородным и возвышенным. Желтое поле флага обозначает "Сара хевел" - пространство под солнцем, населяемое чувашами. Нижняя часть полотнища, означающая землю, на которой проживает чувашский народ, окрашена, как и гербовая эмблема, в сандалово-красный цвет.

Большинство комиссий отдали свои голоса проекту герба и флага, автором которых был Э.М.Юрьев. 11-я сессия Верховного совета тоже отдала предпочтение проекту этого художника, но внесла в него значительные изменения.

В официальном Положении, утвержденном Верховным Советом Чувашской республики, сказано: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю".

Положение о другом символе гласит: "Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы "Древо жизни " (символ Возрождения) и "Три солнца".