История символики

Дагестан

ФЛАГ

Дата принятия: 26.02.1992

Флаг Республики Дагестан представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - зеленого, средней - голубого и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Зеленый олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама (верующие дагестанцы — мусульмане-сунниты). Голубой (синий) — цвет моря (восточную часть республики омывает Каспийское море), символизирует красоту и величие дагестанского народа. Красный означает демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни, мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана).

 

ГЕРБ

Дата принятия: 20.10.1994

Герб Республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит белого цвета, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше - рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами "Республика Дагестан". В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным.

Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30 родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории на Северном Кавказе.

Орел в международной символике означает власть, верховенство, государственную прозорливость. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера дагестанцев — национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии "салам алейкум". В таком контексте орел одновременно символ и государственной, и народной власти.

Солнце в гербе Страны гор олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. Золотой цвет в гербе подчеркивает власть, государственность.

 

ГИМН

Государственным гимном Республики Дагестан является музыка, данная композитором Ш.Чалаевым.

 

Из истории символики

Государственный флаг Республики Дагестан представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - зеленого, средней - голубого и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине -1:2. (Положение о Государственном флаге Республики Дагестан утверждено Верховным Советом Республики Дагестан 26 февраля 1994 года.)

Государственный герб Республики Дагестан представляет собой круглый белого цвета геральдический щит, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше - рукопожатие, с обеих сторон которых проходит зеленая геральдическая лента с надписью белыми буквами: "Республика Дагестан". В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным. (Положение о Государственном гербе Республики Дагестан утверждено Верховным Советом Республики Дагестан 2 октября 1994 года.)

В Дагестане на протяжении многих веков не существовало единых государственных национальных символов, так как "страна гор" ("даг" - гора, "стан" - страна) с древних времен известна и как "гора языков". В Дагестане живут около 30 народов и этнографических групп.)

Но на основании сохранившихся источников историки сумели составить представление о некоторых имевшихся в прошлом эмблемах. Так, например, наиболее ранние сведения о государственных эмблемах Дагестана, очевидно, относятся к VI веку н.э., когда иранский шах Хосров I Ануширван (531-579 гг.) из династии Сасанидов (Сасаниды - династия, объединившая Иран в начале III века и создавшая на Ближнем и Среднем Востоке огромную раннесредневековую державу. Сасаниды захватили и весь южный Дагестан вплоть до дербента) определил владения правителей "страны гор" и присвоил им иранские титулы. Правителю Серира, крупнейшего политического образования в раннесредневековом Дагестане, был присвоен титул Вахрарзан-шах, то есть царь-вепрь. Правителю Филана, одного из владений Дагестана того же периода, точное нахождение которого не определено из-за неясности источников, - титул Филан-шаха, что означает царь-слон. Видимо, эти животные были представлены и на эмблемах Серира и Филана.

Дагестано-вайнахские племена испытали большое влияние живших на западе от них племен майкопской культуры (племена, обитавшие во второй половине III тысячелетия до н.э. в районе г.Майкопа) и еще более сильное - передвинувшихся из Закавказья на территорию нынешних Дагестана, Чечни и Ингушетии многочисленных "куро-аракских" племен (племена, обитавшие в III тысячелетии до н.э. в бассейнах рек Куры и Аракса).

В это время среди дагестанских племен начался процесс этнической дифференциации, приведший к формированию большого числа народностей Дагестана, Чечни, Ингушетии и древней Кавказской Албании (государство в Восточном Закавказье, образовавшееся в IV-III вв. до н.э.- X в.н.э.в нижнем течении Аракса и Куры). Многочисленные албанские племена в этнографическом отношении весьма близки с племенами Дагестана. Их язык схож с языками коренных народов Дагестана. Да и само название "Албания" происходит от слов "алп" или "алб", что значит "горные районы", "горная страна".

До конца XVIII века Дагестан оставался раздробленным на мелкие и мельчайшие политические единицы: Тарковское шамхальство (шамхал - титул правителя кумыков, лакцев, даргинцев и других народов в Дагестане), Кайтагское уцмийство (уцмий - наследственный титул правителя Кайтага), Табасаранское майсумство (майсум - титул феодального правителя Южного Табасарана), владения кадия Табасарана (кадий - феодальный титул), Дербентское, Аварское, Казикумхское, Мехтулинское ханства и более 60 аварских, даргинских, лезгинских мелких объединений - союзов сельских обществ. Можно полагать, что у правителей этих государственных образований тоже существовали свои тамги, эмблемы, знамена, флаги и иные отличительные знаки, которые не дошли до нашего времени.

Во время морского и сухопутного походов в прикаспийские провинции Кавказа, предпринятых летом 1722 года, русские войска 23 августа под предводительством Петра I без боя вступили в Дербент. Это событие довольно обстоятельно описано в исторической литературе. Дербентский наиб (в средневековых мусульманских государствах правитель округа или провинции) Имам Кули-бек со свитой, как описывается в ряде книг, за версту до города встретил Петра I и вручил ему два серебряных ключа от городских ворот. Пушки Дербента произвели салют тремя залпами в честь русских войск. А русский генерал, писатель и историк В.А.Потто, посвятивший основные произведения Кавказу, в первом томе "Кавказской войны" сообщает, что у самого города Петра I с почетом встретила дербентская пехота в ружье со множеством значков, а народ вынес "священное знамя Алия и поверг его к стопам императора" (Али - полное имя Али-Ибн Абу Талиб (656-661 гг.) - четвертый халиф - преемник основателя ислама Мухаммеда).Автор, к сожалению, не сообщил, какого цвета было "знамя Алия". Оно могло быть зеленого цвета, так как на формирование этнокультурной общности дагестанцев большое влияние оказал ислам, который начал утверждаться с середины VII века в ходе завоевания "страны гор" арабами. Крупнейшим центром распространения ислама на Кавказе со второй половины VIII века становится Дербент, который еще в V-VII веках представлял собой один из оплотов христианства на Восточном Кавказе. Не случайно наиболее известные ворота Дербента получили название "Баб-ал-джигат", что означает "ворота борьбы за веру". К концу XV века ислам приняли почти все дагестанские владения и общества. Он стал официальной религией.

Однако разрозненные в государственном отношении народы и этнические группы Дагестана не имели единых флага и герба. Не было их и в мусульманском теократическом государстве, включавшем Дагестан и Чечню. У всех трех имамов (правителей мусульманского теократического государства) - Гази-Магомеда, Гамзат-Бека и Шамиля - тоже были разные знамена.

Художник Халил-Бек Мусаясулов на основе легенд, описаний флагов и штандартов написал картину "Символика Дагестана". Специалисты полагают, что она была выполнена, скорее всего, в 1912 году. Картина сначала выставлялась в Метрополитен-музее (США), а недавно ее перевезли в Махачкалу. На картине изображены воины-всадники с помещенными на их пиках знаменами периода Кавказской войны.

Большая часть знамен - белого и зеленого цветов, цветов ислама. О символике зеленого цвета говорилось в предыдущих статьях (см. "Наука и жизнь" ?3, 1996 г.). Что же касается белого цвета, то мусульманин, посетивший хоть раз Мекку и Медину становился "хаджием" и в знак, этого события повязывал папаху белой чалмой. Мекка и Медина - города в Саудовской Аравии. В первом из них родился Мухаммед, во второй он переселился в 622 году и создал там мусульманскую общину. С VII века Мекка и Медина стали священными городами мусульман и местами их паломничества Среди знамен, представленных на картине X.Мусаясулова, имеются и знамена красного цвета, который символизирует мужество, кровь, пролитую в борьбе за отечество и веру.

Первым официальным гербом Дагестана стал герб Дагестанской области, которая вошла в состав Российской империи (утвержден 5 июля 1878 года). Вхождению Дагестана в Россию предшествовали многие столетия хозяйственных, политических, дипломатических связей, ведущих отсчет с VIII века. Именно с того времени на западном побережье Каспийского моря появились "русы-купцы". Захват половцами южнорусских степей, нашествие сельджуков, а затем покорение Руси и Закавказья монголо-татарами задержали развитие связей Руси и Восточного Кавказа.

С образованием и укреплением русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского и Астраханского ханств, связи эти восстановились, стали более прочными и регулярными. В связи с постоянными нашествиями иранских и турецких завоевателей на Дагестан, его правители стали искать защиты у России, многие просили принять их в русское подданство. Правительство России возвело целый ряд крепостей на побережье Каспия: в устье Терека, Судака, Сушки и так далее.

Знамя второго имама Гамзат-Бека. Трехконцевое, основное поле зеленое, верхний и нижний концы белые, средний - красный. Надпись на знамени гласит: "Среди ужасов битвы не слабей духом ни одной минуты. Будь тверд перед опасностями, смерть не приходит раньше часа, назначенного волей Всевышнего". Знамя было захвачено при штурме аула Чумкескент 1 декабря 1831 года.

Гюлистанский мирный договор 1813 года между Россией и Ираном юридически оформил присоединение Дагестана к России. То был переломный момент в истории многоязычного Дагестана. В "стране гор", прочно защищенной от иноземных нашествий, создались условия для ликвидации экономической и политической раздробленности. 5 апреля 1860 года создается Дагестанская область, которая была разделена на девять округов. В ее состав вошли бывший Прикаспийский край без Кубинского уезда (включен в Бакинскую губернию) и весь горный Дагестан. Территория Кумыкии за Судаком была передана в Терскую область.

В центре герба Дагестанской области - крепостная стена с башнями. Она символизирует возведенные на западном побережье Каспия внушительные фортификационные сооружения. Самые южные - Беш-Бармакские - укрепления занимают пространство от склона горы Беш-Бармак (пять пальцев) до берега моря. Длина укреплений не превышает одного километра 750 метров. К северу от них расположена Гильгинчайская (названная по реке Гильгин-чай), или Ширванская, оборонительная стена, протянувшаяся от моря по равнине на 30 километров в горы до мощной крепости Чирах-кала (тюрк. - крепость-светильник). Оба эти сооружения проходят по территории нынешнего Азербайджана.

Наиболее мощные - Дербентские - северные сооружения и ныне поражают своей монументальностью. Северная и южная стены достигают более трех с половиной километров. По свидетельству средневековых письменных источников, стены уходили на значительное расстояние в море. Другим концом они упирались в цитадель Нарынкала, расположенную на высоком холме. Крепостные стены усиливались 73 мощными башнями.

Подобные фортификационные сооружения получили в истории название "длинных стен". Возведение их вызывалось жизненной необходимостью. Территория Дербента занимает узкую береговую полосу между Каспием и Кавказскими горами, получившую название Дербентского прохода или Каспийских ворот. Полоса эта издавна имела исключительно важное стратегическое значение, так как связывала Юго-Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией. Дербентский проход являлся своеобразным мостом как для наступления с севера гуннов, скифов и других кочевников на Северный Кавказ и Закавказье, так и с юга - персов, арабов, турок - на северные районы. Дербент, по-персидски "Дар-банд", означает "узел ворот". Именно здесь издревле проходила граница между кочевниками-северянами и земледельцами-южанами.

Советская символика Дагестана берет свое начало с декабря 1921 года. Первым официальным гербом ДАССР стал герб, схожий с подобным символом РСФСР. О его принадлежности говорила надпись: "Дагестанская (Автономная) Социалистическая Советская Республика". Флаг представлял собой красное полотнище, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотое буквы "ДАССР" или надпись аналогичная той, что на гербе.

Герб Дербента. Верхняя половина щита: на золотом поле часть герба Каспийской области. В нижней, разделенной на две части и имеющей серебряное поле: на правой стороне - старая крепостная стена с воротами, упирающаяся в хребет гор с одной стороны и примыкающая, к морю с другой; на левой стороне - корни растения марены и несколько стеблей мака, перевязанных золотою веревкою, в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием марены и разводят мак для приготовления из него лечебного опиума. Утвержден 21 марта 1843 года.

В апреле 1927 года VI Вседагестанский съезд Советов утвердил новые символы республики, которые просуществовали до 1937 года, когда были утверждены герб и флаг, подобные гербу и флагу РСФСР. И в дальнейшем при советской власти они практически не изменялись.

Парламент республики 26 февраля 1994 года утвердил новый проект флага, разработанный заслуженным деятелем искусств, старейшим в Дагестане художником-графиком А.Ш.Муратчаевым. Цвета этого флага означают: красный - демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни, мужество и храбрость дагестанцев; синий - цвет моря, символизирующий красоту и величие дагестанского народа; зеленый - олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама.

При выборе герба (утвержден 2 октября 1994 года) предпочтение было отдано варианту А.Б. Мусаева и М.М. Шабанова. Распростертые крылья изображенного ими орла обозначают открытость, миролюбие, гостеприимство народов Дагестана. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии "салам алейкум". Определяя цвета герба, авторы исходили из того, что белый - цвет чистоты, непорочности, зеленый - надежды и религии, красный -жизни, силы, энергии, синий - вечности, золотой - цвет власти, государственности.

Герб Дагестанской области. В золотом щите, на лазуревой оконечности червленая, о четырех башнях крепость с открытыми воротами, сопровождаемая, в главе щита, червленою, оторванною львиною головою, с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою. Утвержден 5 июля 1878 года.