История символики

Ингушетия

ФЛАГ

Дата принятия: 15.06.1994
Флаг Республики Ингушетия представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней - зеленого, средней - белого и нижней - зеленого цвета. Средняя полоса - широкая. В центре широкой белой полосы изображен красный солярный знак.

Белый символизирует чистоту помыслов и действий, характерных народу Ингушетии. Зеленый — пробуждение природы, изобилие и плодородие земли республики, а также ислам, который исповедуют ингуши. Красный олицетворяет их нелегкую многовековую борьбу против несправедливости, за свое выживание и право жить на земле своих предков в мире и согласии с соседними народами. Солярный знак означает вечное движение Солнца и Вселенной, взаимосвязь, бесконечность, вечность всего сущего. Дугообразные лучи знака повернуты против движения часовой стрелки, по направлению вращения Земли вокруг Солнца, равно и Солнца вокруг своей оси. В таком начертании знак является символом благополучия, созидания, бесконечного развития и процветания народа.

 

ГЕРБ

Дата принятия: 26.08.1994

Герб Республики Ингушетия представляет собой круг, в центре которого изображен орел с распростертыми крыльями - символ благородства и мужества, мудрости и верности. В центре герба по вертикальной оси на фоне Кавказских гор расположена боевая башня, символизирующая древнюю и молодую Ингушетию. В левой стороне от башни изображена Столовая гора (Маат-Лоам), в правой гора Казбек (Баш-Лоам). Над горами и башней изображен полукруг солнца, находящегося в зените, от которого исходят вниз семь прямых лучей. В нижней части малого круга изображен солярный знак, символизирующий вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего. Дугообразные лучи солярного знака повернуты против движения часовой стрелки. По окружности надпись красным по белому: "РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ. ГIАЛГIАЙ МОХК".

Автор герба художник Руслан Алимович Эльдиев.

Государтсвенный герб Республики Ингушетия явлеяется официальным символом Республики Ингушетия, в котором отражается вечное стремление народа к свободе и справедливости.

Герб Республики Ингушетия исполняется в пяти цветах: белым (фон внешнего круга и силуэт гор), зеленым (крайние полосы флага, изображенного в виде дуги), красным (надписи во внешнем круге и солярный знак) и золотисто-желтым (солнце, башня, орел, орнамент).

Белый цвет символизирует чистоту помыслов и действий, характерных народу Ингушетии; голубой - символ неба, космоса; зеленый цвет олицетворяет природу, изобилие и плодородие земли Ингушетии, а также - это символ Ислама; красный цвет - это символ многовековой борьбы ингушского народа за выживание; желтый цвет - цвет Солнца, дарующего жизнь человеку и природе.

Орел символизирует власть, государственную прозорливость. Боевая башня — свидетельство о традиционно башенных поселениях в горах. Эмблема Солнца означает свет, жизнь, богатство, изобилие. Эту же идею отражают и семь лучей, исходящих от Светила. Семерка издавна считается счастливым числом. Расположение Солнца вверху свидетельствует, что Ингушетия — солнечный край. Украшающий снизу герб орнамент широко распространен в декоративно-прикладном искусстве ингушей.

 

ГИМН

Президент Ингушетии Мурат Зязиков утвердил слова и музыку нового гимна республики. В отличие от предыдущего, он лишен воинственности и, по словам главы республики, звучит "красиво и жизнеутверждающе". Необходимость создания нового гимна возникла год назад в связи с "многочисленными обращениями представителей культуры и творческой интеллигенции", высказывавшими неудовлетворение старым текстом. Дело в том, что слова прежнего гимна были утверждены бывшим президентом республики Русланом Аушевым в 1993 году, и содержали достаточно воинственные призывы к мести. По мнению ингушской интеллигенции, времена изменились, и сегодня маленькая республика, которая находится на границе с Чечней, Грузией и Северной Осетией, призвана стать символом примирения и согласия. Соответственно, символика Ингушетии должна внушать исключительно миролюбивые помыслы. Автором текста к новому гимну стал народный поэт Ингушетии Саид Чахкиев. Теперь вместо призывов к возмездию в главной песне республики звучат слова о "братстве народов великой державы"

Из истории символики

В 1994 году ингуши впервые за свою много- вековую историю обрели собственные государственные символы. Это произошло после образования Ингушской Республики в составе Российской Федерации.

В "Географии" древнегреческого ученого Страбона племена, проживающие на Северо-Восточном Кавказе в районе реки Мерлюда (Терека), именуются гаргара (герга). В чеченском и ингушском языках - это понятие обозначает "близкие, соседние, родственные люди". Ингушский язык принадлежит к нахской (вайнахской) ветви кавказских языков и довольно близок чеченскому. Говорящие на ингушском понимают чеченский, и наоборот. Ингуши вместе с близкородственными им чеченцами называли себя вайнахи, что означает "наш народ".

Древнейшие вайнахские племена занимали территорию в горах Северо-Восточного Кавказа. В армянском источнике VII века - "Армянской географии" среди племен, населявших "Азиатскую Сарматию", куда входили и горы Северо-Восточного Кавказа, называются нахчаматьяны и кусты (кисты). Нахче - самоназвание чеченцев, кисты - одно из грузинских наименований вайнахов, в частности ингушей. Источник VII века, таким образом, впервые отмечает прямых предков чеченцев и ингушей.

Свод грузинских летописей "Картлис цховреба" ("Житие Грузии"), который начал складываться с XII века, тоже отмечает, что вайнахи размещались в горах Северо-Восточного Кавказа. Жили ингуши отдельными родоплеменными группами (обществами) - тайпами. От одного из самых больших тайпов - галгаевского, обитавшего в центральной части горной Ингушетии, происходит название ингушей - галгай. По мнению ряда исследователей, самоназвание можно перевести как "строитель, житель башен".

Накануне монгольского нашествия в XIII веке территория ингушей и чеченцев не представляла единого комплекса ни в этническом, ни в социально-экономическом, ни в политическом отношениях. Все члены тайпа вели свое происхождение от общего предка. Тайп часто состоял из одного селения, в котором насчитывалось до 200 и более дворов, а иногда объединял несколько маленьких горных селений. Каждый тайп самостоятельно управлял своими делами. Общего правителя даже в начале XIX века у ингушей и чеченцев не существовало. Ингуши и чеченцы не имели своих беков, ханов, князей, а значит, они не могли иметь никаких единых государственных символов. Чеченцы и ингуши отставали в социально-экономическом отношении от своих более сильных соседей и потому попали в зависимость от кабардинских, дагестанских и других феодалов.

В XVI-XVII веках началось переселение ингушей с гор на равнину, хотя основная территория, занятая их поселениями, находилась, как и ранее, в горах, к востоку от верхнего течения реки Терек. В 30-60-е годы XIX века переселение шло особенно стремительно. Одним из первых обжитых пунктов ингушей на равнине стало селение Ангуш, или Ингуш, на месте современного селения Тарское (в Тарской долине). Общее название народа - ингуши - впервые появляется в документах кабардинских князей в XVIII веке. Его переняли и русские, хотя сами ингуши продолжали называть себя галгай.

Еще в источниках XVIII и даже первой половины XIX века чаще встречаются названия отдельных ингушских тайпов, а не общее название народа. Однако XIX век стал переломным: в это время сформировались две большие этнические близкородственные общности вайнахов, правда, развивающихся различными путями. Более многочисленную из них представляли вайнахские племена нохчи. Русские именовали их чеченцами по названию одного из самых крупных в долине аулов - Чечен. Другую - представляли галгаи, то есть ингуши. Каждая этническая общность жила на определенной территории, в основе своей совпадающей с той, на которой и ныне проживают ингуши и чеченцы.

Формирование ингушей как народа завершилось после добровольного принятия ими русского подданства в 1810 году. Вхождение их в состав России имеет свою историю, насчитывающую не одну сотню лет. С начала XVI века опаснейшую угрозу для народов Кавказа стали представлять Османская империя и персидское государство Сефевидов, которые стремились захватить эту территорию, не останавливаясь перед истреблением народов, проживающих там. Уже в XVI-XVII веках против персидских и турецко-крымских поработителей совместно с ингушами, чеченцами и другими горцами сражались русские гарнизоны и терские казаки, предки которых с конца XV века стали селиться на пустующих землях в верховьях реки Терек и у впадения реки Аргун в реку Сунжа. Агрессивный курс Турции и Персии вызвал у России стремление закрепиться в этом стратегически важном регионе. Народы Кавказа в борьбе против Турции в основной своей массе поддерживали русские войска, усматривая в них силу, способную защитить кавказцев от порабощения и истребления турками. В последней четверти XVIII века к местным представителям русских властей неоднократно обращались отдельные аулы и тайпы ингушей и чеченцев с прошениями о принятии их в подданство России, клятвенно обещая верно служить ей.

Вошедшие в состав России горцы избавились от опустошительных набегов турок и персов, сохранили свой этнос, территорию и приобщались к более передовым формам хозяйствования, культуры, что способствовало социально-экономическому развитию народов Кавказа. Царское правительство поощряло переселение ингушей на равнину, к чему они издавна стремились и сами.

В связи со строительством Сунженской укрепленной линии и основанием в ее районе казачьих станиц, ингушей в 1817 году переселили из большей части Сунженского района в бывшее тогда небольшое селение Назрань. Сюда же переселилась и часть ингушей из горных селений. (поселок Назрань вырос, в 1967 году получил статус города, и в соответствии с ныне действующей конституцией Республики Ингушетия в городе располагается административный центр республики. Что же касается миграции с гор на равнину, то благодаря ей во второй половине XIX века большинство ингушей уже освоили долину). До 1917 года территория, населенная ингушами, входила в Назрановский и Владикавказский округа, Сунженский отдел Терской области, образованной в 1861 году на Северном Кавказе.

Герб Терской области, утвержденный в 1873 году, ни в коей мере не отражал историю, этнос ингушского народа, да и не мог их отражать. В царской России области, как и губернии, образовывались не по национальному признаку. С 1 июля 1883 года Терская область помимо Сунженского включала еще два казачьих отдела - Пятигорский и Кизлярский - и четыре округа - Владикавказский - осетины, Грозненский - чеченцы, Нальчикский - кабардинцы, Хасавюртовский - кумыки и чеченцы. Входившие в состав Сунженского отдела ингуши подчинялись казачьей администрации. Лишь в 1905 году территория, населенная ингушами, выделилась в самостоятельный Назрановский округ.

После Октябрьской революции 1917 года, в марте 1918 года, Терская область была преобразована в Терскую советскую республику в составе РСФСР. Просуществовала она недолго, в феврале 1919 года ее захватили войска генерала А. И. Деникина. К концу марта 1920 года здесь снова восстановилась советская власть. Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года на территории бывшей Терской и части Кубанской областей была образована Горская АССР в составе РСФСР. В нее вошла территория, на которой проживали чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, русские (казаки и так называемые иногородние).

Создание Горской АССР - этап государственного строительства народов Терека. Следующий этап - осуществление национального размежевания народностей республики. Из состава Горской АССР выделили Кабардинский (1 сентября 1921 года), Карачаевский (12 января 1922 года), Балкарский (16 января 1922 года), Чеченский (30 ноября 1922 года) округа, преобразованные в автономные области РСФСР. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 года Горская АССР упраздняется и на части ее территории создаются Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, а также населенный казаками Сунженский округ. 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономные области объединились в Чечено-Ингушскую автономную область, которая 5 декабря 1936 года преобразовывается в Чечено-Ингушскую АССР с гербом и флагом РСФСР.

В 1944 году Чечено-Ингушскую АССР упразднили, чечены и ингуши были переселены в различные районы Средней Азии и Казахстана. Лишь 9 января 1957 года восстанавливаются национальная автономия чеченского и ингушского народа и государственные символы.

Новые государственные изменения в Чечено-Ингушской республике начались после прихода 21 августа 1991 года Д. Дудаева к власти. 1 ноября того же года он обнародовал указ "Об объявлении суверенитета Чеченской республики", в котором никак не упоминается об ингушах как особом этносе. Ингушетия 30 ноября - 1 декабря 1991 года ответила референдумом, во время которого население высказалось за создание Ингушской республики в составе РСФСР. Верховный Совет Российской Федерации 4 июня 1992 года принял Закон "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации", после чего Ингушетия стала самостоятельным государственным образованием, субъектом Российской Федерации со своими новыми государственными символами и гимном.

Белый цвет, занимающий большую часть полотнища флага, символизирует чистоту помыслов и действий. Зеленый - олицетворяет пробуждение природы, изобилие и плодородие земли Ингушетии, а также выступает как символ ислама, который исповедуют ингуши. Ислам суннитского толка начал распространяться на этой территории с конца XVI века под влиянием Дагестана. Сначала мусульманское учение нашло своих сторонников среди ингушей равнинной части и предгорий. В первой половине XIX века ислам стал господствующей религией у ингушей.

Красный цвет олицетворяет нелегкую многовековую борьбу ингушского народа против несправедливости, за право жить на земле своих предков в мире и согласии с соседними народами.

Солярный знак символизирует вечное движение Солнца и Земли, а также взаимосвязь и бесконечность всего сущего. Дугообразные лучи знака не случайно повернуты против движения часовой стрелки. Именно в таком направлении вращаются Земля и другие планеты вокруг Солнца, равно и Солнце вокруг своей оси. Солярный знак с дугообразными лучами, указывающими на направление вращения в Солнечной системе, является символом благополучия. Таким образом, изображенный на государственном символе солярный знак должен означать бесконечное развитие, ведущее к процветанию народа.

Одна из центральных фигур герба - орел. Сильная, гордая птица присутствует в гербах четвертой части государств мира. Столь широкое распространение эмблемы орла вполне объяснимо. Почти у всех народов орел символизирует власть, государственную прозорливость. Правда, в разных странах эмблема орла в гербе говорит и об их особых национальных чертах. Присутствие орлов в символах многих мусульманских стран истолковывается как связь с могущественным в свое время арабским халифатом, где зародилась и откуда пришла в средние века в Европу соколиная (орлиная) охота.

Другое изображение, расположенное в центре герба, - боевая башня, средневековый архитектурный памятник ингушей и свидетельство о традиционных башенных поселениях в горах. Отдельные башенные постройки стали появляться в XV веке в качестве защитных сооружений от периодических набегов крымских ханов. Они воздвигались у входов в главные ущелья, по предгорьям. Затем возникли целые горские башенные поселения, располагавшиеся на скалистых площадках и каменистых утесах.

Башенные постройки сооружались из камня, были жилые, полубоевые и боевые. Первые - представляли собой приземистые прямоугольные сооружения в два-три этажа общей высотой 8- 10 метров . Нижний этаж башни предназначался для скота и хозяйственных запасов, в верхних жили люди. Башни второго типа имели до четырех этажей, высота их достигала 12- 16 метров . Верхние этажи имели бойницы, прикрытые для защиты обороняющихся навесными балкончиками-"машикулями". Самыми величественными были боевые башни, которые воздвигались на стратегически важных местах: на подступах к селениям, у дорог, на труднодоступных скалах. Эти башни - квадратные в основании, как правило, имеют пять этажей, уходят в высь до 25 метров , в верхней части сильно сужены. Они удивительно стройны и пропорциональны. Первый этаж боевых башен служил кладовой, рядом, за перегородкой, можно было размещать пленных. Выше находились жители осажденного поселка, оставившие свои башни. Расположенные со всех четырех сторон бойницы с балкончиками-машикулями позволяли эффективно отражать нападение неприятеля.

Башни, особенно боевые, украшались всевозможными знаками и рисунками. На боевых башнях встречается изображение руки мастера - своеобразный знак качества, обозначавший надежность сооружения. Возводившие башни мастера-профессионалы обладали солидными знаниями строительного дела, арсеналом технических навыков, накопленных многолетним опытом и передававшихся от отца к сыну.

Изображенные слева от башни Столовая гора и справа - гора Казбек символизируют, что значительную часть территории Ингушетии занимают горы.

Эмблема солнца вообще означает свет, жизнь, богатство, изобилие. Помещенное в зените, оно как бы подчеркивает превосходную степень этих качеств, то есть совершенство, расцвет государства. Эту же идею отражают и семь лучей, исходящих от светила. Семерка издавна считается счастливым числом. Она состоит из тройки и четверки. Три означает единство, почитается многими народами как совершенное число. Четыре, будучи четным, считалось более совершенным, так как делится без остатка на два и в сумме с единицей, двойкой, тройкой составляет 10, которое отражает "завершение полноты", служит символом мирового порядка.

Расположение солнца вверху, свидетельствует, что Ингушетия - солнечный край. Ясное солнце, мир и созидательный труд - заветная мечта граждан республики. С графической точки зрения расположение солнца, башни, солярного знака на одной центральной оси, от которой расходятся крылья могучей птицы и горы, придает гербу определенную композиционную строгость, законченность. Весьма удачно в нижней части герба между внешним и внутренним кругами изображен вайнахский орнамент. Подобные орнаменты получили довольно широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве ингушей, и чаще всего они украшали войлочные ковры.

По всей длине верхней и нижней части флага имеются две полосы зеленого цвета, каждая из которых шириной в одну шестую общей ширины флага. Радиус внутреннего круга солярного знака составляет одну шестую ширины флага.

Каждый из трех лучей солярного круга представляет собой полукруг, внутренний радиус которого одна восемнадцатая ширины флага. Ширина полосы, образующей окружность солярного знака и лучей, составляет одну тридцать шестую ширины флага.

Лучи располагаются равномерно по всей окружности солярного знака и направлены против движения часовой стрелки". Государственный герб Республики Ингушетия, утвержденный 26 августа 1994 года, представляет собой: "Круг, в центре которого изображен орел с распростертыми крыльями, - символ благородства и мужества, мудрости и верности.

В центре герба по вертикальной оси на фоне кавказских гор расположена боевая башня, символизирующая древнюю и молодую Ингушетию. В левой стороне от башни изображена Столовая гора ("Маьтлоам"), в правой - гора Казбек ("Башлоам").

Над горами и башней изображен полукруг Солнца, находящегося в зените, от которого исходят вниз семь прямых лучей.

В нижней части малого круга изображен солярный знак, символизирующий вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего. Дугообразные лучи солярного знака повернуты против движения часовой стрелки.

Между большим и малым кругами надпись: вверху - Республика Ингушетия, внизу - Гiалгiай Мохк.

Допускается воспроизведение Государственно го герба Республики Ингушетия в одноцветном варианте".

Жилая и боевая башни представляли собой единое целое. Некрополь обычно строился на другой стороне ущелья или реки, но поблизости от того места, где обосновалась та или иная семья.

Основание жилой башни доходило до 9x9 метров. Высота - около 10 метров . Башня состояла из трех этажей, крыша ее была плоской.

Рядом с ней воздвигалась боевая башня с основанием в 5x5 метров, и высота ее доходила до 20 метров . Встречаются и более высокие. Верх башни, покрытой сланцевыми плитами, был пирамидовидным. Из узких бойниц мужчины отбивались от врагов, стреляя из лука камнями, как из пращи.