История символики

Калмыкия

ФЛАГ

Дата принятия: 11.06.1996

Флаг Республики Калмыкия - Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цевта, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Флаг прикрепляется к древку, увенчанному наконечником красного цвета в форме "языка пламени" с контурными очертаниями на нем древнего символа Дербен Ойротов - четырех скрещенных между собой кругов, в основании которого "Улан зала". Соотношение сторон флага - 1:2.

Желтое полотно флага, так же как и цвет герба, означает вероисповедание народа, цвет его кожи, залитую солнцем республику. В центре флага - голубой круг, в котором изображен белый лотос, означающий дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов Калмыкии.

Автором Государственного флага Республики Калмыкия является художник Эрднеев Бата Бадмаевич. Флаг был принят по результатам конкурса на лучший проект Государственного герба и Государственного флага Республики Калмыкия, в котором участвовали Бадендаев С. Н., Монтышев В. М., Харцхаев Д.Х., Эрднеев Б.Б.

ГЕРБ

Дата принятия: 11.06.1996

Герб Республики Калмыкия - Хальмг Тангич сюлде представляет собой изображение "Улан зала" и "Хадак" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен - Ойратов - четыре скрепленных между собой круга.

Объяснение:
В верхней части герба, который подразумевается как сознание, располагается дорвн тоолг - символ союза четырех ойратских племен - это истоки калмыцкого народа. Этот древнейший знак означает еще и жизнь в мире и согласии со всеми народами, населяющими четыре стороны света.
В центральной части герба, где подразумевается душа, находится улан зала.

Историческое происхождение улан зала:
В 1437 году ойратский предводитель Гогон-тайша подписал специальный указ об обязательном ношении ойратами на головных уборах улан зала, как отличительном знаке от других народов Востока.
В 1750 году Дондок Дайши издал закон, подтверждающий вышеназванный указ.
И, наконец, в 1822 году на Зензелинском собрании калмыцких нойонов, зайсангов, лам и гелюнгов было принято решение: «Всем на шапке иметь улан зала и всякому мужчине носить косу»...
Улан зала содержит в себе символическую нагрузку. У буддистов при молитве и медитации, согласно учению Будды, на затылке открывается тысячелистковый белый лотос. Когда они молятся, то складывают ладони обеих рук и заносят над головой. В этот момент, по буддийскому учению, открывается дверь сознания. Затем молящиеся касаются руками области подбородка, рта и груди, тем самым открывая двери речи и души. Этот ритуал несет в себе очищение разума, сознания, речи и души, а также познание истины. Ритуал этот также подразумевал, что сознание человека всегда было открыто. Поэтому было введено ношение улан зала (на самом высоком месте -голове), символизирующего священный белый лотос.
По кругу, обрамляющему улан зала и дорвн тоолг, изображен орнамент «зег», свидетельствующий о кочевом образе жизни в прошлом и светлом пути процветания.
Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.
Улан зала венчает белый хадак. Белый цвет означает наши мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.

Автором Государственного герба Калмыкия является художник Эрднеев Бата Бадмаевич. Герб был принят по результатам конкурса на лучший проект Государственного герба и Государственного флага Республики Калмыкия, в котором участвовали Бадендаев С. Н., Монтышев В. М., Харцхаев Д.Х., Эрднеев Б.Б.

ГИМН

Гимном Республики Калмыкия является "Хальмг Тангчин частр" (музыка А. Маджиева, слова В. Шуграевой).

Из истории символики

В "Калмыцком календаре" 1912 года, когда в России отмечалось 100-летие победы в Отечественной войне, приводятся описания знамен калмыцких полков, участвовавших в отражении наполеоновских войск. Сведения об этих знаменах дошли до нашего времени благодаря тому, что в свое время - в 1846 году - по требованию министерства по всей России проводилась кампания по сбору реликвий, относящихся к событиям 1812 года. В кочевьях волжских калмыков эту работу выполнил командир Второго калмыцкого полка Серберджаб Тюмень. Так называемый тюменевский текст и стал основным источником для последующих публикаций на эту тему.

Из описаний, приведенных С.Тюменем, следует, что оба астраханских калмыцких полка пользовались знаменами, которые относились еще к джунгарскому периоду. И для того, чтобы понять, каким образом эти знамена оказались в российских полках, необходимо вспомнить, как и каким образом племена калмыков оказались в Поволжье.

Предки нынешних калмыков - ойраты - издревле населяли западную часть Монголии, называемую Джунгарией. В начале XIII века, накануне образования монгольского государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до пределов енисейских киргизов, на востоке они доходили до реки Селенги, а на юге - до Алтая, подбираясь к верховьям Иртыша. Даже в могущественной империи Чингисхана ойраты составляли совершенно самостоятельные удельные княжества.

Время наивысшего расцвета ойратов приходится на середину XV века, когда хан Эсен, ставший ханом всей Монголии, предпринял поход в Китай, одержал блестящую победу над китайским императором и попытался установить в Китае новую династию. Вспыхнувшая междоусобица свела на нет завоевания ойратов. Более того, они потеряли даже то выгодное положение, которое имели до похода в Китай. И теперь их начали теснить со всех сторон другие государства. Причиной для бесконечных стычек были не только торговые караванные пути, но, в первую очередь, пастбища. Выходом для ойратов могла стать только откочевка на новые, никем не занятые места, а такие места в то время имелись в России.

Вот откуда появилось и слово "калмык", которое в переводе с тюркского означало "отделившийся". Сами волжские ойраты, оказавшиеся в пределах России, приняли это название лишь к концу XVIII века, когда завершился процесс консолидации.

14 февраля 1608 года официальные послы калмыков прибыли к царю Василию Ивановичу Шуйскому, который подтвердил не только устно, но и письменно, что прежний договор (шерть) о добровольном вхождении калмыцких племен в русское подданство остается в силе; им давалось разрешение кочевать в тех местах, о которых они испрашивали, и право вести свободный торг в сибирских городах.

Из-за обострившихся отношений с Турцией и Крымским ханством - через тридцать лет после официального признания калмыков своими подданными - правительство сочло необходимым поселить их на Волге. В обмен на позволение кочевать в этих местах калмыцкие ханы должны были охранять российские границы на южных рубежах и поставлять русскому правительству войска во время ведения войн.

Под Азовом, за Днепром и в Крыму калмыцкие отряды совместно с донскими, запорожскими казаками и русскими ратниками одержали ряд побед над крымско-турецкими войсками. За верную службу калмыцкие князья не раз получали высокие награды.

Укрепляя позиции хана Мончака, более других склонявшегося к сотрудничеству с Россией, ему вручили символы государственной власти - булаву и знамя. Из правителей отдельных народов России такие символы государственной власти имели только малороссийский гетман, стоявший во главе Войска Запорожского, и войсковой атаман Войска Донского.

Оттиск печати - геральдический знак Наинтанкиновского аймачного управления - конца прошлого и начала нынешнего столетия. Печать поставлена на документе в 1915году. В документе говорится о сдаче 500 десятин земли в арендное содержание зайсангом вышеказанного аймачного управления Менке Савитовым крестьянину села Федосеевки Черноярского уезда Порфирию Хорольцову. На печати - изображение Большой российской императорской короны, под ней - герб Астраханской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года; в какой-то степени этот герб повторял "Печать царства Остороханского" времени правления на Руси Ивана Грозного. Некоторое время астраханский гербе императорской короной на деловых бумагах административного управления Калмыкии встречался и после 1917 года. Затем появилась другая символика. Например, на печатях сельских Советов Автономии калмыцкого трудового народа она чаще была представлена рисунком с изображением снопа пшеничных колосьев, ручных граблей и косы.

Это было фактическое и юридическое оформление калмыцкого феодального государства в составе России. По оставшимся описаниям знамя представляло собой полотнище белого цвета. В середине его находился двуглавый орел, над орлом - месяц. Кроме того, на знамени было изображение человека с копьем, который "прободает змия". По краю знамени - кайма алого цвета с вышитыми по ней "венецкими (венецианскими) травами". Как видим, эта символика была чисто христианская, как и в знамени 1756 года, пожалованном русским правительством Ставропольскому калмыцкому войску. В ?описании? ставропольского знамени, приведенном в книге 1891 года "Историко-статический очерк Оренбургского казачьего войска...", говорится, что знамя это "белой материи, обложенное по краям серебряным позументом, с изображением в середине на одной стороне Георгия Победоносца, поражающего копьем змия, а на другой - святых апостолов Петра и Павла". Оправданием христианской символики в данном случае служит то, что ставропольские калмыки, проживавшие на Средней Волге, большей частью приняли православие. Герб их столицы - Ставрополя-на-Волге (ныне г.Тольятти) также нес в себе христианскую атрибутику.

Со временем ханская власть калмыков вынуждена была уступить целый ряд привилегий, которых добились прежние правители. Усилилась миссионерская деятельность православной церкви. В местах, некогда отданных калмыкам, стали возникать казачьи станицы, началось строительство военных укреплений по берегам Урала, Самары и Терека, пастбища калмыков стали сужаться. И часть крупных феодалов, недовольная создавшейся обстановкой, развернула подготовку к откочевке в Джунгарию. Замысел этот лелеяли в основном те, которые хотели занять более выгодное положение в междоусобной борьбе.

1771 год стал трагичным годом для исторической судьбы калмыков. Во время семимесячного изнурительного перехода от бескормицы пало много скота, начавшийся голод и болезни унесли жизнь многих людей, так и не понявших, ради чего предпринят поход. Из тридцати трех тысяч кибиток до китайских пределов дошли только двадцать тысяч. Китайское правительство не выполнило своих обещаний: калмыцкие улусы разделили на мелкие партии и расселили их по провинциям Цинской империи. Часть калмыков, поняв, как их обманули, двинулась обратно. А часть так и не смогла выбраться вплоть до XIX века. В пределах России осталось тринадцать тысяч калмыцких семейств в Поволжье, а также калмыки, служившие в казачьих войсках на Дону, Лике, в Оренбурге, Ставрополе, на Тереке.

Знак, стоящий слева, использовался в Калмыкии в первые годы Советской власти, задолго до того, как его стали использовать национал-социалисты Германии. Впервые официально утвержденный знак свастики появился в Германии в 1920-х годах на шлемах боевиков так назывоамой бригады Эрхарда - монархической военизированной организации, осуществившей капповский путч - контрреволюционный переворот 1920 года. В 1923 году свастика стала эмблемой нацистской партии и навсегда осталась в истории символом воинствующего антигуманизма.

Идеологи национал-социализма предполагали, что знак этот послужит объединяющим началом для всех арийцев. Но история сыграла с ними злую шутку, поскольку археологи обнаружили этот знак не только в Индии, на земле древних арийцев , но и на территории, которую населяли семитские племена (в Месопотамии, Палестине) и на древнееврейских саркофагах. В эпоху переселения финно-угорских племен (первое тысячелетие после Р.Х.) этот знак заимствовали и народы, жившие на севере Европы, в Скандинавии и на Балтике, где он становится одним из символов верховного скандинавского бога едина. В этом своем первоначальном значении свастика до сих пор сохранилась в государственной символике Финляндии.

Однако знак свастики все таки настолько скомпрометировал себя, что проекты нового государственного символа Калмыкии с элементом юндэн были отклонены. Главным элементом герба стал "улан зала" - кисточка на шапке - отличительный признак калмыков.

19 октября 1771 года царское правительство, как бы подводя итог этим событиям, издало указ о ликвидации Калмыцкого ханства и ввело новую систему управления волжскими калмыками - их делами после этого стала ведать особая экспедиция при астраханском губернаторе. Так калмыки лишились своей национальной государственности.

Лишь во второй половине когда в России стали утверждаться новые капиталистические отношения и правительство России готовилось к осуществлению в стране буржуазных реформ, встал вопрос о пересмотре системы управления Калмыкией и организации специального Управления калмыцким народом, которое просуществовало вплоть-де Февральской революции 1917 года.

Временное правительство приняло решение о введении земства для калмыков и выделении территории астраханских калмыков в самоуправляющуюся единицу, которой присвоили название "Калмыцкое степное земское управление".

Знамя, которое утвердили на первом съезде представителей волжских улусов, состоявшемся 26-го марта 1917 года в Астрахани, представляло собой полотнище из красного бархата с восходящим солнцем в центре и размещенными поверх него словами: "Свобода, равенство и право".

В нижней части знамени имелось изображение Будды, обрамленное серебряной бахромой. Автором рисунка этого знамени был архитектор Управления калмыцким народом В.Вальдовский-Варганик. Под его руководством осуществлялась реставрация главного сюмэ (храма) Хошеутского хурула. Он же возводил буддийский храм в урочище "Кацен-Булук" Маньгаского улуса. В 1919 году архитектор был убит. А где хранится знамя и сохранилось ли оно вообще - не известно.

На первых полосах национальных газет Калмыкии в первые годы Советской власти очень часто использовался тибетский знак "юндэн", который закрепился в основном под монгольским наименованием "хас тэмдэг"; во всем мире этот знак известен под санскритской номинацией ?свастика?.

Связанный с культом солнца, он выступал как солярный знак и символизировал идею плодородия, благополучия, счастья. В буддийской традиции юндэн стал олицетворением бесконечного (естественного, полнокровного) круговорота жизни, вечности бытия.

Попытки возродить эту древнюю символику и ввести знак юндэн в новый герб Калмыкии встретили сопротивление в самых разных кругах населения.

Новые государственные символы Калмыкия получила лишь в 1935 году вместе со статусом автономной республики, но этот статус был упразднен в конце 1943 года - из-за официального обвинения в пособничестве фашистам и переселения коренного населения в восточные районы страны.

Только после решений XX съезда это несправедливое обвинение было снято, и в феврале 1957 года была восстановлена Калмыцкая область (правда, в несколько измененном составе - два ее района остались в Астраханской области). Через год Калмыкия получила статус автономной республики. Но ее флаг и герб оформлялись по тому же принципу, что и у других автономных республик, и никаких национальных признаков не имели.

Специальные указы утвердили совершенно новые государственные символы - флаг и герб Калмыкии - после того, как в республике 12 апреля 1993 года было введено президентское правление.

Победителем объявленного конкурса стал художник Б.Эрдниев. Именно его проекты после доработки утвердили в качестве государственных символов.

В основу проекта герба, как пояснил в своем интервью художник, лег принцип построения буддийской иконографии (подробнее о буддизме см. "Наука и жизнь" #3, 1994 г .): центральную его часть занимает круг, основанием которого является лотос - центральная фигура Государственного флага - символ чистоты, ясности, просветленности.

В верхней части герба располагается "дорин тоолг" - четыре кольца - символ союза четырех ойратских племен. Этот древнейший знак означает еще и жизнь в мире и согласии со всеми народами, населяющими четыре стороны света.

В центральной части герба находится "улан зала" - красная кисточка. В 1437 году ойратский предводитель Тогой-тайша подписал специальный указ об обязательном ношении ойратами на головных уборах улан зала как отличительного знака от других народов. В 1750 году правитель Дондок Дайши подтвердил прежний указ. И наконец, в 1822 году на Зелензинском собрании также было принято решение "всем на шапке иметь улан зала и всякому мужчине носить косу".

?Хадыг? - белый шелковый шарф, обычное подношение верующих в храме, располагается под красной кисточкой. Хадыг олицетворяет мирные взгляды, дружеское отношение ко всем народам.

Символика цвета в трактовке художника Б.Эрдниева также опирается на древние традиции: голубой - означает вечность, свободу и постоянство. Желтый - цвет вероисповедания и олицетворение того, что Калмыкия всегда была солнечной страной. Белый - символизирует мирные взгляды, дружеские отношения со всеми соседствующими народами.

Официальное постановление, принятое в июле 1993 года, гласит: "Государственный герб Республики Калмыкия - Хальмг Тангч Шюльде представляет собой изображение "улан зала" и "хадыг" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен ойратов - четыре скрепленных между собой круга".

Этим же днем датируется и постановление об утверждении Государственного флага - Улан залата хальмг, рисунок которого художник Б.Эрдниев выполнил по заданию президента К.Илюмжинова. В описании флага говорится, что это "прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой крут с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков." Флаг прикрепляется к древку, увенчанному наконечником красного цвета в форме "языка пламени" с контурными очертаниями на нем древнего символа Дербей ойратов - четырех скрепленных между собой кругов, в основании которого "улан зала". Отношение ширины флага к его длине 1:2.