Северная Осетия-Алания

ФЛАГ

Дата принятия: 24.11.1994

Флаг Республики Северная Осетия - Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех расновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - красного, нижней - желтого цветов. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

Цвета флага Северной Осетии являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный) и изобилия и благодати, осет. <фарн> (желтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры. Ее суть вкратце заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племен и военачальники, служители культа или жречества и рядовые общинники, состоявшие из скотоводов и землепашцев. Это деление, получившее в литературе название трехфункционального или трехчленного, прослеживается на протяжении почти всей этнической истории осетинского народа, начиная от скифской эпохи и вплоть до настоящего времени. Конечно, с течением времени и изменением общественных условий институты, которые отражали это деление, не могли не меняться, приспосабливаясь к новым условиям. Однако сама идея трехфункционального деления общества выдержала испытание временем и нашла отражение в широком круге представлений - религиозных верованиях, эпосе, бытовых обычаях и традициях, языке. Согласно сведениям <отца истории> Геродота (V в. до н. э.) и других античных авторов, скифское общество состояло из скифов <царских> (паралата), жречества (авхата) и рядовых общинников. Вещественными символами этих групп были секира или копье, чаша и плуг с ярмом, упавшие, согласно представлениям скифов, с неба. Это деление было реальным и четко осознавалось самими скифами и нашло широкое отражение в мифологии, религии и искусстве скифов. Оно соответствовало кастовому делению древних арийских (индоиранских) народов, частью которых были скифы, и тройственному членению древнего индоевропейского общества в целом.

Наиболее характерной особенностью и обязательной принадлежностью скифского жреческого костюма был особый белый головной убор, трижды обвивавший голову, со спускающимися с головы двумя лентами повязками, считавшимися священными. Греческие авторы называли их <пилофорами>, т. е. <носящими священную шапку>. Специальный головной убор был отличительным признаком и других индоиранских народов, в изображения такого убора обнаружены при археологических раскопках скифских древностей. Цветом этой скифской социальной группы был именно белый, как символ моральной чистоты, что находит подтверждение и в том, что цветом жреческой касты в Индии и Иране также считался белый. По данным источников, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде, имеет от рождения белые волосы. Вот что пишет по этому поводу в своей поэме <Аргонавтика> римский поэт I в. н. э. Валерий Флакк: <...у него издавна белые волосы, прирожденный знак. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки>. Цветом же военной касты считался красный, точнее - золотисто-красный, цвета пламени, что подтверждается как письменными источниками, так и этнографическим материалом. В той же поэме содержится описание знаков высшей власти скифского вождя Колакса, которые окрашены именно в оттенки красного цвета - это огни сверкающей молнии, золотисто-красные крылья. (Валерий Флакк пишет, что отряд Колакса <носит на разных покровах (т. е. щитах) Юпитеров знак (т. е. знак бога войны римской мифологии) - разделенные на три части огни молнии>. Как бы подчеркивая заимствование этой символики римскими войсками, поэт говорит: <Не ты первый, римский воин, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья>). Эти данные греческих и римских источников убедительно подтверждаются и данными сравнительной этнографии. Согласно этим данным, в мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты рождаются с волосами и бородой золотисто-красного цвета.

Если судить по имеющимся у нас данным, то античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества, рядовых общинников - скотоводов и земледельцев. Видимо, это объясняется тем, что данная социальная группа привлекла меньше внимания со стороны древних авторов, чем первые две. Это, в общем, вполне понятно. Однако данные осетинской этнографии и, в первую очередь, нартского эпоса дают возможность восполнить этот пробел.

Подобно скифам, нарты также делились на три четко выраженные социальные группы или рода. Это были - Ахсартаггата (воины), Алагата (жрецы), Бората или Бурата (рядовые общинники). К числу первых принадлежали наиболее выдающиеся нарты - Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан. Вторые осуществляли обрядовые функции нартов, и именно в их доме хранилась священная чаша Уацамонга и Нартамонга, служившая определителем истинного нарта (вспомним чашу как символ жреческой касты у скифов). И, наконец, последние олицетворяли собой изобилие и благодать (фарн) нартов. Родоначальник этой фамилии назывался Бора-фарнуг или Бурафарнуг, т. е. Бора (Бура), наделенный фарном. Первая же часть этого слова, судя по всему, связана с осетинским словом <желтый>, встречающимся в сказаниях о нартах как в дигорском, так и в иронском вариантах...

Бытование у предков современных осетин особых флагов, прямо называемых аланскими, уходит своими корнями в сармато-аланскую эпоху и зафиксировано различными источниками. Сведения об аланских флагах содержатся и в г.реко-латинских и армянских источниках. Армянский автор V в. н. э. Фавстос Бузандаци приводит титулатуру одного из крупнейших армянских феодальных (нахарарских) родов Мамиконянов. В числе других эпитетов этой титулатуры он приводит и такие: аланазгик и аланадравшк, означающие <аланского происхождения> и <аланское знамя несущий>. Подробное описание этого знамени автор не приводит, однако, судя по тому, что роду Мамиконянов должность командующего войсками (спаспет), речь идет о военном знамени.

Наличие в титулатуре Мамиконянов имени алан объясняется двумя факторами. Во-первых, в первых вв. н. э. царствующие фамилии Армении и Алании принадлежали к одной и той же фамилии Аршакидов, скифской по своему происхождению, другие ветви которой правили и в других странах. Грузинские источники знают армянских Аршакидов под именем царей Ажгаланов (мепени ажгаланиании), т.е. Аланидов, аланского происхождения (первая часть этого имени идентична армянскому азг <народ, происхождение>), один из которых Ажгалан Мудрый упоминается в качестве первого царя Персии (Парфии) после Александра Македонского. Во-вторых, наряду с сохранением своего этнического значения, термин <алан> получил в армянском языке и значение <победоносный, славный, достойный>. Тем самым становится понятным и содержавшееся в титулатуре Мамиконянов упоминание аланского или победоносного флага. Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г . н. э., в своей работе <Тактика> приводит описание скифских военных знамен и значков: <Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.

В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев...

Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.

ГЕРБ

Дата принятия: 24.11.1994

Герб Республики Северная Осетия - Алания представляет собой круглый щит с золотым барсом на фоне горной цепи голубого цвета. Барс (леопард) изображен в спокойной, но в настороженной позе. На теле на белом фоне черные пятна. Живот - белого цвета, без пятен. Один из главных компонентов герба - силуэт горных цепей - символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент герба - символ барса - можно понять, дав ему короткую характеристику. Барс - из семейства кошачьих. Длина - 1,5 метра , тело вытянутое, гибкое и мускулистое. Мех густой, пушистый. Окраска желтая или рыжая с черными пятнами, живот без пятен, белого цвета.

По свидетельству ученого с мировым именем в области животного мира Бремма, барс по гармонии телосложения и красоте, силе и подвижности очень отличается от тигра. Барс, отмечает он, одновременно наделен теми физическими и душевными качествами кошачьих, которыми они отличаются друг от друга. В одинаковой мере (степени) он красив и опасен, силен и поворотлив, отважен и коварен. Барс искусно лазает по деревьям и скалам, при необходимости может плавать в воде. Барс очень отчаянный и решительный зверь. В трудной ситуации не отступает, без страха рвется к врагу, кто бы он ни был...

ГИМН

Гимн Северной Осетии-Алании был принят постановлением Верховного Совета Республики Северная Осетия-Алани от 24 ноября 1994 г . Согласно статье 1, - "Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания является символом государства, сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа республики".

Автор слов гимна на осетинском языке Камал Ходов. Перевод - Ирины Гуржибековой. Автором музыки является Аркадий Цорионти, обработка - Ацамаза Макоева.

Дата принятия: 24.11.1994

Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш - творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
ПРИПЕВ:
Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!
Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.
ПРИПЕВ:
Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!