История символики

Татарстан

ФЛАГ

Дата принятия: 29.11.1993

Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

Автором Государственного флага Республики Татарстан является народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Гиниатович Хазиахметов.

ГЕРБ

Дата принятия: 07.02.1992

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Автором Государственного герба Республики Татарстан является художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" - золотистого цвета. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Cемь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах.Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана; зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

ГИМН

Дата принятия: 27.08.1993

Государственным гимном Республики Татарстан является музыкальное произведение композитора Рустема Яхина.

Из истории символики

История возникновения и развития геральдических территориальных знаков в границах современного Татарстана естественным образом повторяет общероссийскую. На наиболее ранних из широко известных сегодня российских геральдических памятниках - таких, как Государственная печать Ивана Грозного (середина XVI века), завес спинки трона царя Михаила Федорович (вторая четверть XVII века), серебряная тарелка 1675 г., Большая Государственная книга («Титулярник») 1672 г. и, наконец, рисунок русской государственной печати, сделанный Корбом в 1698-1699 гг., - встречаются изображения печатей Казанской и Болгарской, ставших прообразами сегодняшних гербов, соответственно, Казани и Татарстана. И если изображение зиланта, мифического чудища, на всех этих памятниках остается практически неизменным, то рисунок печати Болгарской проходит трансформацию: от «хищного зверя с поднятой передней лапой» на печати Ивана Грозного и завесе спинки трона, через «идущего хищного зверя с хоругвью» в «Титулярнике» - до «идущего ягненка с хоругвью» на рисунке Корба. Однако эти последовательные изменения рисунка на печатях едва ли было сознательным изменением символики: «мутацию» можно отнести, скорее, на счет невысокого качества изображения при последовательных перерисовках.

Официально утверждаемые гербовидные символы появляются в России в начале XVIII века, когда армейские полки получают названия в соответствии с местами их дислокации, а на полковых знаменах появляются гербовидные символы соответствующих территорий. В частности, известны изображения знамен казанского полка 1712 и 1730 годов, а также герб на знамени Свияжского полка из т.наз. «Знаменного гербовника Миниха» 1730 года.

В 1747 году по представлению Военной коллегии Правительствующим Сенатом были официально утверждены знамена четырех ланд-милицких полков, учрежденных в 1731 году и размещенных на редутах и крепостях Новой Закамской засечной черты. В их числе были знамена Шешминского полка, сформированного из служилых людей Старошешминска (сегодня - село в Нижнекамском районе) и Новошешминска (также село, районный центр Татарстана), а также знамена Билярского полка, расквартированного в Билярской крепости, построенной на месте одной из двух древних Булгарских столиц. (Билярский «знаменный» герб изображал в белом поле на зеленой земле скачущего лося и переломленную ель, а шешминский - в черном поле на зеленой земле скачущего же кабана; эти два геральдических памятника стоило упомянуть особо уже потому, что никогда позднее ни Билярск, ни Ново- и Старошешминск не получали от государства новых или иных гербовых символов).

Наконец, в 1781 году Екатериной II были Высочайше утверждены гербы Казани и уездных городов Казанской губернии, в числе которых были современные Арск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Тетюши и Чистополь. Тогда же, в начале 1780-х, были утверждены гербы городов Бугульмы (1782, Уфимское наместничество), Буинска (1780, Симбирская губерния), Елабуги (1781, Вятская губерния), Мензелинска (1782, Уфимское наместничество). Все эти города ныне находятся в пределах Республики Татарстана.

Именно эти гербы, утвержденные в 80-е годы XVIII века, наиболее широко известны и наиболее часто встречаются как в оформлении соответствующих городов, так и на различной сувенирной продукции.

Гораздо менее известны проекты гербов, разработанные для тех же городов во второй половине XIX века управляющим Гербовым отделением Б.В. Кене. Символика этих проектов в целом оперировала эмблемами гербов, утвержденных в 1780-1782 гг., однако композиция гербовых щитов подверглась корректировке в соответствии с нормами классической европейской геральдики, а сами щиты дополнялись внешними атрибутами статуса на основе геральдических узаконений 1857 года.

Не останавливаясь на каждом из «исправленных» Кене щитов в отдельности, отметим принципиальное отличие этих проектов от утвержденных в XVIII веке прототипов. В утвержденных Екатериной гербах верхнюю половину щита почти всегда (исключения - лишь гербы Казани и Свияжска, как наиболее древние) занимал герб губернии или наместничества, к которому относился тот или иной город. Однако именно верхняя половина щита считается в геральдике наиболее почетной. В результате получалось, что в гербе города его собственный символ оказывался вторичен по отношению к губернскому гербу. Для исправления этого положения реформатор русской геральдики предложил вынести герб губернии (или его основной символ) в так называемую «вольную часть»: т.е. в верхний, как правило, геральдически правый угол щита, предоставив все остальное поле собственно городской символике. Принцип был высочайше узаконен: именно так отныне должна была обозначаться территориальная принадлежность городов к соответствующим губерниям и областям.

Именно этому принципу предлагает следовать и нынешний Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации - с одной только оговоркой: возможность размещения герба субъекта Российской Федерации в вольной части городских и районных (муниципальных) гербов должна быть прямо оговорена в законе о гербе этого субъекта Федерации.

Советский период геральдической истории - как России в целом, так и Татарстана - может быть условно разделен на две части. С 1917 года и до второй половины 60-х годов XX века территориальная геральдика практически отсутствовала в жизни общества. Гербы XVIII-XIX веков, хотя и не были официально упразднены, но были преданы забвению и не находили применения. Лишь со второй половины 60-х годов некоторый интерес к геральдике возрождается, и на местах начинают разрабатываться новые гербовидные эмблемы с новой, советской символикой. К сожалению, какого-либо центрального всесоюзного органа, который бы занимался геральдической политикой и хоть как-то контролировал и регулировал процесс местного герботворчества, не было. И во многом именно поэтому сегодня мы не можем назвать разработанные тогда эмблемы настоящими гербами.