История символики

Удмуртия

ФЛАГ

Дата принятия: 03.12.1993

Флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равных по ширине вертикальных полос: левой - черного, средней - белого, правой - красного цвета. В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

Черный - цвет земли, на которой рождается, живет и заканчивает свой путь человек, и стабильности. Белый означает "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты нравственных устоев, святости, вечности. Красный - цвет солнца, символ борьбы, крови и братства. Восьмиконечный солярный знак - "толэзё" (лунный) - один из самых распространенных орнаментальных мотивов удмуртов, талисман-оберег, по преданию, ограждающий человека от всяческих невзгод.

Автор флага - Юрий Лобанов.

ГЕРБ

Дата принятия: 19.05.1994

Герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-черного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак-оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4 4/5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трех солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2 2/5 раза меньше его диаметра.

Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос черного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трехцветной ленты.

В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 ее ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись черного цвета "Удмурт Республика", на белой - "Удмуртская Республика".

В Государственном гербе Удмуртской Республики:
черный цвет является символом земли и стабильности;
красный - цветом солнца и символом жизни;
белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые - космическим.

Белый лебедь - стилизованное изображение птицевидного идола, отлитого из бронзы в IX - Х веках, с отверстиями для подвешивания к одежде. Такого рода фигуры были найдены на территории расселения древнейших удмуртов - ближайших предков сформировавшейся в составе России единой удмуртской народности. Эти фигуры, составив определенное направление в искусстве ("пермский звериный стиль"), говорят об образовании определенной этноязыковой общности, которую ученые называют древними удмуртами. Белый лебедь - современное символическое изображение того птицевидного идола, который олицетворяет предков нынешних удмуртов. В целом белый лебедь символизирует возрождение. Большой солярный знак является земным, малые - космическим воплощением оберегающих сил. Размещенный в гербе и флаге лунарный знак объединяет содержание символов. Единая цветовая гамма герба и флага говорит о принадлежности их одной республике, придает им эстетическую строгость.

Автор герба - Юрий Лобанов.

ГИМН

Гимном Удмуртской Республики является музыка композитора Г.А.Корепанова к песне "Родная Кама-река" в авторской обработке композитора А.Г.Корепанова.

Текст гимна на удмуртском языке

Текст Государственного гимна Удмуртской Республики на русском языке (стихи Шепталина А.А.)

Солнце горит в алых гроздьях рябин,
Новый день встречает земля,
Реет твой Флаг над простором равнин,
О, Удмуртия моя!
Воссияй, Отчизна моя,
Счастьем путь нам озаряй!
Да хранит Господь тебя
Расцветай, любимый край!
Краше тебя нет на свете земли,
Широки леса и поля,
Весть о тебе вдаль несут журавли,
Славься, Родина моя!
Воссияй, Отчизна моя,
Счастьем путь нам озаряй!
Да хранит Господь тебя
Расцветай, любимый край!
Каму и Волгу питала века
Родников живая вода,
В горе и славе с Россией всегда
Ты, Удмуртия моя!
Воссияй, Отчизна моя,
Счастьем путь нам озаряй!
Да хранит Господь тебя
Расцветай, любимый край!

Идейно-символическое обоснование текста
Текст проекта Гимна написан в форме обобщенно-личного обращения к Родине (Отчизне, Удмуртии, любимому краю), которое в куплетах сочетается с повествованием, а в припеве принимает форму императивно-магического заклинания, придающего припеву и тексту всего Гимна особую торжественность и высокий пафос.
1) Первый куплет посвящен трем цветам Флага и Герба Удмуртской Республики, символизирующим собой красное солнце (солярный знак является центральным элементом государственного флага Удмуртии), белый свет и черную землю. Эти три цвета отражают мифологические представления об основных первостихиях, этнических ипостасях, на которых возводится фундамент традиционного общества, а затем и государственности Удмуртии. Гроздья алой (алый - ярко-красный: Толк.cл.рус.яз. - М., 1997, с.22) рябины, являющеися, согласно традиции, символом города Ижевска, привносят в текст Гимна образ столицы Удмуртской Республики. Новый день, приходящий на землю, символизирует начало новой жизни, связанное с надеждой и верой людей в лучшее будущее. В образе гордо реющего Флага представлен главный символ государственности Удмуртии, территория которой расположена в восточной части Русской равнины (Энц. "Удмуртия", 2000, с.13)(Равнина - ровная, без высоких холмов земная поверхность: Толк.cл.рус.яз. - М., 1997, с. 638).
2) Второй куплет посвящен прекрасной природе Удмуртии, которая органично сочетает в себе полноводные реки, обширные леса и поля, живописные луга. Красоту и богатство края воспевают журавли, улетающие в дальние страны, но неизменно возвращающиеся на свою родину (Журавль серый - единственный представитель отряда журавлиных в фауне Удмуртии... Гнездится... в различных районах Удмуртии: Энц. "Удмуртия", 2000, с.323). Художественная гипербола первой строки куплета дает качественную, а вторая - констатирующая строка - количественную составляющую характеристики природы республики. Образ поющих славу журавлей, одних из наиболее поэтизированных и мифологизированных птиц, придает второму куплету художественно-поэтическую наполненность.
3) Третий куплет повествует о единстве Волги и Камы, двух великих российских рек, слитых в неразделимое целое. Своим величием они обязаны в том числе и родникам Удмуртии, вода которых дала жизнь Каме - одной из крупнейших рек Европы. Подобно Волге и Каме, исторические судьбы братских русского и удмуртского народов, великой России и маленькой Удмуртии, неразрывны на протяжении многовекового пути, изобиловавшего драматическими потрясениями, жизненными испытаниями и славными, счастливыми событиями.
4) Припев. Куплеты связаны между собой торжественным и призывным припевом в форме заклинания любимого края-Отчизны: воссияй (воссиять (высок.) - начать сиять: Толк.cл.рус.яз.-М., 1997, с.99);
счастьем озаряй; расцветай! Все эти слова в поэтической традиции тесно увязаны с образом счастья, процветания, духовно-душевной наполненности и материального благополучия. Корректно привнесенный в текст художественный образ единого Господа объединяет поликонфессиональное население Удмуртии. Дополнительную ритмико-динамическую энергию припеву придают внутренние рифмы: воссияй- озаряй, расцветай - край.
5) В проекте гимна использован, пожалуй, максимально возможный арсенал "гимновой" жанровой лексики: Удмуртия, Родина, Отчизна, Господь, любимый край, красота, новый день, флаг, счастье, слава, солнце, земля, леса ? поля, родники...
6) Для усиления жанровой и идейно-символической системности куплеты и припев связаны между собой рефренными строками: Удмуртия/Родина моя ? Отчизна моя, что придает всему гимну гармоничное единство.

Из истории символики

"Человеко-птица" - главный элемент нового герба республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- "толэзе", занимающий центральную часть на новом флаге, уходит корнями в далекое прошлое. И в этой республике, как и во многих других, предпочтение отдали проекту художника, который сумел, обновив, возродить древнюю символику, наглядно выразив общее желание всех, кто населяет этот край, хранить память о своих корнях.

Из общего количества проектов новых государственных символов Удмуртии, поступивших на рассмотрение комиссии, поощрительных премий удостоились соавторы В.Ковальчуков, главный дизайнер госпредприятия "Ижевский механический завод", и Е.Шумилов, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Удмуртского государственного университета. Их проект исполнен в двух вариантах, но в том и другом - в центре и флага и герба - италмас (удмуртское название цветка купальницы из семейства лютиковых - растения с крупными желтыми или оранжевыми цветами). Остановив свой выбор на италмасе, авторы исходили из того, что в удмуртском фольклоре образ девушки, матери, родины - один из самых лирических образов - часто связан с италмасом. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. - гудырисяська, переводится как "громовой цветок", поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной мощных природных сил.

Италмас - неброский, скромный цветок, но авторы сочли, что именно он способен наиболее полно выразить характер удмуртского народа, сформированный такой же сдержанной природой.

В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге, во втором - в зеленом кольце. Круг и кольцо в их трактовке означают луг и указывают на то, что этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". В обоих вариантах диаметр круга и кольца равнялся ширине флага, а сам флаг представлял собой полотнище российского триколора: белого, синего и красного цветов.

В проекте герба этих же авторов италмас размещался на щите так называемого финского типа: квадрат, скругленный снизу. (Тем самым авторы хотели подчеркнуть, что удмурты являются "восточными финнами".) Поле щита по горизонтали делилось на три части, как и российский флаг. В первом варианте щит окружал венок из зеленых листьев, во втором - зерновые колосья, перевитые трехцветной лентой, над которыми располагалась надпись: "Удмуртская Республика" .

Цвета российского флага - белый, красный и синий, - как считали авторы, используются и у удмуртов, правда, в других сочетаниях. Что же касается зеленого круга или кольца, появившихся в их проекте флага, - цвета ислама, - то это известная дань уважения татарам, проживающим в Удмуртии. Ведь и флаг и герб создавались не для удмуртов, а для Удмуртии. В соответствии с таким подходом государственные символы должны вдохновлять и объединять всех граждан республики. Авторы этих государственных символов к тому же следовали правилам немецкой геральдики, в соответствии с которыми цвета герба непременно должны переходить во флаг. И зеленые листья в гербе поддерживают зеленый круг и кольцо.

Проекты В.Ковальчукова и Е.Шумилова вызвали возражение прежде всего тем, что они копировали приемы, по которым создавалась советская символика: когда флаг и герб автономных республик повторял символы союзных республик, а они, в свою очередь, - союзный флаг и герб. Высказывались возражения и против центрального символа - италмаса - слова явно тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова.

Но поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

Не приняли оппоненты и желтый цвет, чуждый для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства вообще.

В.Напольских, доктор исторических наук, заметил при обсуждении проектов, что трактовка самоназвания удмурт как "лугового человека" неточна. Слово "мурт" действительно переводится как "человек" однако "уд" следует толковать скорее как "росток, всходы, молодая поросль".

Не приняли специалисты и концепцию финского щита, служащего основой для герба на том основании, что удмурты являются восточными финнами. Во-первых, термин "финский щит" имеет к финнам и Финляндии весьма отдаленное отношение, а во-вторых, у финнов и удмуртов родственны, хотя и отдаленно, лишь языки. Называть на этом основании удмуртов "восточными финнами" - это все равно, как заметил В.Напольских, что называть "русских, допустим, восточными французами" или "северными иранцами".

Опираясь на все эти аргументы, многие известные в республике историки, этнографы, археологи и искусствоведы пришли к выводу, что проекты двух авторов не могут быть признаны удачными. В них многое надуманно, эклектично и не отражает подлинных традиций населяющих Удмуртию народов.

Первую и еще одну поощрительную премию присудили Ю.Лобанову, выпускнику художественно-графического факультета Удмуртского государственного университета, художественному редактору журнала "Инвожо", работающему в жанре этнофутуризма (направление, тяготеющее к язычеству и опирающееся на древнюю национальную символику).

Удмурты берут свое начало от финноугорских народов - общности, сложившейся примерно в 3-2 тысячелетиях до Р.X. в Приуралье и Поволжье, откуда они к первому тысячелетию Р.X. расселились до Прибалтики и северной Скандинавии, заняли лесную полосу Восточной Европы и достигли Средней Европы. Из финно-угров вышли коми, мордва, марийцы, удмурты, финны, карелы, эстонцы, вепсы, венгры, а так же обско-угорские народы: ханты и Манси.

Исходя из преобладающих цветов традиционной одежды, победитель конкурса предложил флаг в виде трехцветного полотнища с равновеликими горизонтальными полосами: верхней - белой, средней - красной и нижней - черной. Выступив в печати с обоснованием своего варианта, автор объяснил, чем продиктован его выбор. Черный цвет у удмуртов связывается с землей, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности. Красный - цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности.

Специалисты сочли весьма удачным трехцветное построение флага, так как оно отражает представление финно-угорских народов о трехъярусной модели мироздания. Бог-демиург удмуртов - Инмар - делит мир на три основные зоны: верхнюю - небо, среднюю - землю, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю - загробный мир холода и мрака, которым правит Керемет (Луду, Шайтан). Все эти три мира обусловливают друг друга и находятся в сложном соотношении друг с другом.

В середине флага, на красной полосе (которая выступает символом Солнца) находится "толэзе" - восьмиконечный солярный знак, один из самых распространенных орнаментальных мотивов удмуртов, талисман-оберег, ограждающий от всяческих невзгод. Таким образом, получилось, что удмуртов как бы оберегают два светила: днем - солнце, а ночью - луна.

Проект герба Ю.Лобанова представлял собой красный круг с белой человеко-птицей, распахнувшей крылья. Над ее головой - солярный знак, призванный нести благополучие. Слева и справа - такие же знаки, но другого цвета.

Откуда же появилась в гербе столь странная центральная фигура? Она напрямую связана с культурой периода завершения образования племенных объединений удмуртов в междуречье Камы и Вятки в III-IX веках. Считается, что у предков удмуртов 77 родов. Нынешние населенные пункты Можга, Пурга, Омга, Бадья, Игра (правильнее Эгра) и другие названы по имени родов. Каждый из них имел свой собственный пус - знак, символ, которые сохранились на украшениях, оружии, предметах быта, орудиях труда, - отлитые из меди или сплавов на медной основе, изображающие, как правило, животных: голову медведя, лежащую между лап; хищную птицу с одной или несколькими головами и человеческой личиной на груди; хищную птицу, клюющую голову животного.

Они пришли к финно-уграм из еще более раннего периода первобытного искусства, когда охота была основным занятием. Манера изображения животных и человека вместе с животными, которая дошла до нас от того времени, получила общее название "звериный стиль". Большинство современных исследователей полагают, что приуральский очаг звериного стиля в основном складывался среди пермского населения - предков коми и удмуртов, на территории которых и были найдены наиболее характерные образцы.

В книге В.Оборина и Г.Чагина "Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль" вышедшей в Пермском книжном издательстве в 1988 году, приведено изображение, которое использовал для герба Ю.Лобанов, - птицевидный идол с опущенными под углом крыльями, отлитый из бронзы в IX-X веках. Размер его 10,5 х 8,7 см . По краям крыльев до сих пор видны отверстия, благодаря которым его можно было пришить к одежде. Человеко-птица - одна из самых известных находок - выставлена в Пермском областном краеведческом музее. По утверждению М.Ивановой, кандидата исторических наук, это изображение являлось символом "обиталища душ умерших", служило оберегом и "было незаменимым при отправлении культовых (языческих) обрядов".

Авторы книги не случайно употребили слово "чудские". Словом "чудь" восточные славяне называй финно-угорское население Европейского Севера, обычаи и язык которых сильно отличались от славянских, были "чудными". Ну, а Рифей - старое литературное название Урала, так античные географы именовали Уральские горы. Ученые поддержали предложенный Ю.Лобановым вариант герба с человек-оптицей, поскольку этот мотив можно найти в многочисленных подвесках и нашивках. Быть может, так предки удмуртов пытались выразить свои представления о единстве природы и человека. Постигнуть полностью смысл, который вкладывали люди того времени в эти загадочные изображения, - невозможно. Сам автор герба толкует его как воплощение свободолюбия человека.

Одобренные в целом символы не избежали критики, и прежде всего центральный элемент герба - человеко-птица, поскольку на проекте Ю.Лобанова сначала была дана точная копия хранящегося в музее оригинала. Возражения оппонентов были связаны с сомнением, можно ли переносить его в неизменном виде в государственный герб, а также - можно ли считать птицевидного идола праудмуртским?

После доработки 3 декабря 1993 года Президиум Верховного Совета утвердил положение о новом символе:

"Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного цветов (от флагштока на лицевой стороне или слева направо, если флаг размещается в развернутом виде). Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

В центре белой полосы иэображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов..."

Там же приводится толкование цветов, где черный является символом земли и стабильности; красный - цветом солнца и символом жизни; белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев. А восьмиконечный солярный знак является оберегом.

19 мая 1994 года Президиум утвердил Положение о гербе: "который представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с, раскрытыми крыльями. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак красного цвета. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета. Щит обрамлен лентой из полос черного, белого и красного цветов, которая в верхней части разомкнута, а в нижней части образует складку, на которой в две строки расположены надписи: "Удмурт Республика" и "Удмуртская Республика".

"Обобщенный образ белого лебедя, или человеко-птицы, стал символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов". Большой солярный знак является земным, а малые - воплощением космических оберегающих сил.