ФЛАГ ГИМН Тексты/mp3 Регионы России

История гимна

Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять) Древнегреческие гимны «прославляли» богов, но «прославлять» для греков значило не «хвалить», а делать общеизвестным, сохранять память.

Для того чтобы понять что такое государственный гимн, прежде всего нужно понять что такое государство. Русское слово «государство» – древнее и происходит от слова «государь», то есть монарх, властитель. В древности «государство» означало совокупность владений одного государя; все то, над чем государь имел власть. И территориальные границы, и объемы власти государей часто менялись (в России единая стабильная территория страны стала складываться в конце XV в., во многих странах Европы – значительно позже) и люди не чувствовали, что их судьба зависит от той страны в которой они живут. Судьба завесила от того, кто властвует: если государь был силен, то человек всю жизнь жил под его покровительством, если слаб – то в любой момент соседний сильный государь мог забрать его земли себе. Владения государей были относительно невелики и люди, говорившие на одном языке, исповедовавшие одну религию, жившие по одним и тем же обычаям часто веками подчинялись разным государям, по воле этих государей мирно соседствовали или воевали друг с другом.

 В XVI-XVII в. ситуация стала постепенно меняться. Сложились и стали быстро развиваться национальные государства – то есть такие государства, которые объединяли под властью одного государя подавляющее большинство людей говорящих на одном языке и имеющих одинаковые обычаи. Очень медленно, но неотвратимо люди стали понимать, что их судьбы связаны уже не только с правителем, но в первую очередь со страной. Государи приходили и уходили, периоды сильной власти, чередовались с безвластием, менялись династии правителей, а страна оставалась. Так появилось то, что сегодня называется «государственным самосознанием» - то есть пониманием каждым гражданином того, что первичная, постоянная данность – это страна, он, гражданин, есть часть своей страны, что от судьбы страны зависит судьба гражданина, а судьба страны зависит от деятельности гражданина.

 Для того, чтобы смутные ощущения, первые догадки сложились в осознанные, глубокие убеждения, необходим был толчок, некое историческое событие, заставляющее граждан одной страны объединиться, почувствовать себя сообществом с общей, взаимосвязанной судьбой. Такими толчками становились крупные исторические события, подчас – потрясения, происходившие в разное время в разных странах.

 Первым государством мира, официально утвердившим свой государственный гимн, стала Великобритания. В 1740-х гг.

Обозначать свою страну – главная задача любого государственного символа, в том числе и гимна. Гимны звучат во время международных встреч – они обозначают страны, участвующие в этих встречах. Гимн исполняется в Новогоднюю ночь и в моменты важнейших государственных церемоний – он сообщает нам, что наступил общий для всей страны праздник или происходит важное для всей страны событие. Гимн раздается в момент награждения участников международных спортивных состязаний – он говорит нам, представители какой страны заняли первое место.

 

В России первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в XVIII веке. В царствование императора Петра I Великого (1682-1725) был создан «Преображенский марш» (официальная музыка старейшего полка Российской гвардии – Лейб-гвардии Преображенского). Государственным гимном он не являлся, но часто исполнялся на церемониях первой половины XVIII века (так как непременным участником таких церемоний являлась гвардия и ее первый – Преображенский – полк) и российская государственность, особенно у иностранцев, нередко ассоциировалась именно с ним.

 В царствование императрицы Екатерины II (1762-1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображение придворными празднествами в их честь, композитором О. И. Козловским на стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез «Гром победы раздавайся». Впервые он был исполнен в 1791 г . громадным (1200 человек) хором, в сопровождении огромного оркестра, в котором одних литаврщиков было 45 человек, а каждый удар большого турецкого барабана сопровождался залпом из 70 пушек. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника. По обычаям того времени полонез служил первым танцем, с которого начинался придворный бал. Для каждого бала создавался новый полонез и исполнялся он лишь однажды – на следующем балу должен был звучать уже новый. Но «Гром победы» оказался слишком сильным произведением и, исполнив его один раз, забыть данный полонез навсегда оказалось невозможно. В последующие годы «Гром победы» стал звучать в ответственные моменты важнейших придворных церемоний. Государственным гимном «Гром победы» не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что «Гром победы» стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном.

 Рождение первого государственного гимна России произошло в царствование сына Екатерины II императора Павла I Петровича (1796-1801). Память об этом государе наша история сохранила неоднозначную. Долгие годы потомки вспоминали лишь строгости и неожиданные поступки Павла Петровича, и лишь по прошествии долгого времени мы постепенно научились понимать, что именно Павлом I были заложены многие основы российской государственности, предприняты меры к укреплению России, многие из которых сказываются до наших дней.

Главной задачей своего царствования Павел I считал установление в России порядка и строгой дисциплины В своей реформаторской деятельности Павел I не упускал из виду ни больших, ни малых проблем. В частности, им была основательно переработана и строго установлена система воинских и государственных церемоний. Церемония имеет важную цель – с помощью внешних, воздействующих на впечатления людей средств подчеркнуть важность и значимость происходящих событий. Именно поэтому важные государственных церемонии проводятся в памятных и красивых местах или помещениях, участники являются на церемонии в парадных костюмах, во время церемоний звучит величественная музыка, выставляются почетные воинские караулы, организуются красочные шествия и производятся многие другие действия, чем-то напоминающие оформление пышного театрального спектакля. Но внешняя организация церемонии – это ее служебная часть, и часто элементы церемонии, которые стороннему наблюдателю кажутся сугубо декоративными, для самих участников церемонии являются важными сигналами, говорящими что и кому надлежит делать в следующий момент.

Важнейшим событием церемоний императорской России было появление на них государя императора. Появление монарха говорило, что происходят события государственной важности, и что настал их самый ответственный, кульминационный момент. Поэтому, появление императора должно было организовываться особенно зримо и торжественно. По церемониалу Павла I при встрече императора войскам полагалось отдавать честь, мужчинам, не служащим в армии, обнажать голову и кланяться, а дамам вставать и делать низкий реверанс. Но что должно было служить сигналом, который известит всех, что сейчас состоится выход монарха, дабы все успели приготовиться к приветствию? Таким сигналом могла стать только музыка, и не простая музыка, а совершенно особое музыкальное произведение, величественное, торжественное и исполняемое всегда, но только в одном случае – для встречи императора.

 Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта М.Н. Хераскова. И хотя в официальных документах государственным гимном «Коль славен…» еще не назывался, фактически эта музыка стала первым гимном России.

 По содержанию «Коль славен» представляет собой молитву, в которой христиане прославляют Господа Бога и его милосердное всемогущество. Выбор именно этих слов был характерен для Павла I, соответствовал его скромному характеру и его глубокой искренней вере в Бога. Главной государственной мелодией Павел избрал не панегирик, прославляющий царя, его страну, и свершения народа, но смиренную молитву. Музыка первого русского гимна величественна и в то же время проста и умеренно торжественна. Она по-настоящему трогает душу и даже тот, кто слышит ее впервые не зная, что это старинный российский гимн, редко может остаться равнодушным.

 «Коль славен…» оставался государственным гимном России недолго. Сын Павла I – император Александр I, занявший престол после убийства отца, не принимал и не любил многих внешних атрибутов предыдущего царствования. Кроме того, в императоре Александре Павловиче ярко проявлялась странная и не всегда приятная черта – предпочтение российскому всего иностранного. Особенно сильно эта черта характера Александра Павловича проявилась в 1812-16 гг., когда он стал вершителем судеб Европы и к его мнению прислушивались все европейские государи.

 Это было великое время в истории нашей страны. В 1812 г . Россия отразила вторжение Наполеона, а в следующих 1813-14 гг. русская армия освободила от французского владычества большую часть континентальной Европы и со славой вступила в Париж.

В то время страшных испытаний и великих побед Россия испытывала моральный подъем небывалой силы. Великий подъем патриотических чувств, горячее чувство любви к своей стране и государю требовали выражения в символических и художественных формах. В те годы родилось немало патриотических стихов и музыкальных произведений, посвященных подвигам российского императора и его армии. Изменился и государственный гимн. В 1816 г . на параде в Варшаве (которая вместе с другими польскими землями стала российским владением в результате победы в войне) по приказу командующего войсками великого князя Константина Павловича (брата Александра I) для встречи императора был впервые исполнен английский гимн «Got save the King». Мелодия гимна была несколько изменена, а хор пел слова на русском языке. Музыка произвела на Александра I большое впечатление и он отдал распоряжение исполнять её во всех торжественных случаях. Так в 1816 г . российским гимном стал английский «Got save the King», причем за ним впервые был официально закреплен статус государственного гимна.

 Выбор Александра I был не таким уж странным. Россия и Британия были главными вдохновителями борьбы с Францией. Британский гимн стал общеевропейским символом этой борьбы. И Александр I, мечтавший об объединении Европы в союз дружественных стран и прекращении войн, избрал гимном своей страны британский гимн – символ общего дела и общей победы.

 

«Got save the King» стал российским гимном под названием «Молитва русских». Слова (сильно измененный перевод с английского) написал поэт Василий Андреевич Жуковский. Музыка была переработана неизвестным композитором (возможно, им был придворный скрипач Антонио Лакоста). Окончательная редакция текста и музыки гимна сложилась к концу 1818 г .

 С учреждением нового государственного гимна не был забыт и его предшественник – гимн «Коль славен…». Официального статуса «Коль славен…» не получил, но его исполнение было внесено в сценарии важнейших военных и государственных церемоний: обычно он исполнялся после «Боже царя храни» в те моменты церемоний, которые были связаны с началом или окончанием Богослужения.

 «Молитва русских» оставалась государственным гимном России 17 лет. В 1833 г . император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай I, занявший престол после смерти Александра I, очень во многом отличался от предшественника и в частности, был настоящим патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа. Именно поэтому Николай I не желал воспринимать в качестве государственного гимна иностранную музыку и повелел, чтобы новый гимн был создан русскими композиторами в российских музыкальных традициях.

 Как велась работа над новым гимном точно не известно: единственным источником здесь служат воспоминания композитора Александра Федоровича Львова, которому и суждено было стать автором нового гимна. Известно, однако, что в 1833 г . попытки написать музыку гимна предпринимали композиторы М.И. Глинка, Н.А. Виелегорский и некоторые другие. Никто из них не довел работу до конца и в середине 1833 г . А. Х. Бенкендорф поручил создать музыку гимна А. Ф. Львову.

К заданию написать новый государственный гимн А.Ф. Львов отнесся со всей ответственностью талантливого композитора и организованностью настоящего офицера. К октябрю 1833 г . работа над музыкой была завершена и Львов обратился к В. А. Жуковскому с просьбой написать к ней слова. Через месяц слова были готовы. В. А. Жуковский назвал их «Молитвой русского народа». 23 ноября 1833 г . в Петербурге состоялось первое исполнение нового гимна хором Певческой капеллы в сопровождении оркестров лейб-гвардии Преображенского и Измайовского полков. Дирижировал сам А. Ф. Львов. Слушателями были император Николай I, императрица Александра Федоровна, командующий гвардией младший брат царя великий князь Михаил Павлович и автор слов В. А. Жуковский. Император поблагодарил композитора и исполнителей, но был достаточно сдержан – решение об утверждении гимна он отложил, желая сначала узнать реакцию публики на исполнение творения Львова и Жуковского.

 Первое публичное исполнение «Молитвы русского народа» состоялось в Москве 11 декабря 1833 г . Произведение должно было служить финалом большого музыкального спектакля, причем в афишах ни словом не упоминалось о том, что «Молитва русского народа» создана авторами по заданию царя в качестве нового государственного гимна России. Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра. Солировал известный тенор А. И. Бантышев. Вот как описывала на следующий день первое представление «Молитвы русского народа» одна из московских газет:

 

  «Сначала слова были пропеты одним актером Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре когда ее пропели. Разумеется, она была повторена. В четверг, то есть после-завтра, сей спектакль дается опять, потому что большая половина московской публики не могла в первый раз получить билетов. При сем я долгом своим считаю довести до сведения прекрасный поступок артистов здешней русской труппы; они все, начиная с господина Щепкина, по собственному желанию участвовали в хоре.»

 

Повторное исполнение «Молитвы русского народа» 14 декабря вызвало еще более восторженные отзывы. Узнав о них, Николай I принял решение об официальном утверждении нового гимна: 25 декабря 1833 г . гимн впервые прозвучал на государственной церемонии – после рождественского Богослужения во время освящения знамен гвардейских полков в Зимнем дворце в Петербурге. А 31 декабря – в последний день 1833 г . – был официально отдан приказ № 188 по войскам гвардии, которым «Молитва русского народа» под новым названием «Боже, царя храни!» официально утверждалась в качестве российского государственного гимна.

 В течении следующего 1834 г . музыка гимна была обработана капельмейстером (главным военным дирижером) гвардейского корпуса И. Гаазе, подготовившим редакции гимна для исполнения большим, малым и самым малым духовыми оркестрами (с хором и без слов), большим симфоническим и камерным оркестрами (также с хором и без слов), хором без музыкального сопровождения, а также – отдельными инструментами (для скрипки, виолончели, флейты и фортепиано).

 

83 года «Боже, царя храни!» оставался гимном Российского государства. В 1908 г . было торжественно отпраздновано его 75-летие. Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год и «Боже, царя храни!», величественный символ процветающей Российской Империи, отошел в историю.

 В феврале 1917 г . в России произошла революция. Мы уже говорили, что в переломные, сложные и трагические моменты истории народов вопросы государственной символики становятся особенно важными. Во время революций они выходят на самое первое место: правительства, захватившие власть, занимаются ими самым серьезным образом, хотя, казалось бы, в ситуации революции, когда рушится старый государственный порядок, когда неминуемо возникает сопротивление разрушению, у новых правителей должны найтись более серьезные задачи.

 Официально «Боже, царя храни!» был отменен 1 марта 1917 г . – через 4 дня после отречения от престола последнего российского императора Николая II. И уже на следующий день – 2 марта – Временным правительством был утвержден новый государственный гимн: им стала «Марсельеза». Решающим фактором в выборе «Марсельезы» было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам: шла Первая Мировая война, основная тяжесть которой лежала на России и Франции. Новое правительство России нуждалось в зарубежной поддержке, а это было возможно только в том случае, если Россия не откажется от своих союзнических обязательств и будет продолжать воевать с Германией. Временное правительство официально подтвердило иностранным государствам готовность продолжать войну, но, не удовольствовавшись этим, поспешило продемонстрировать свою верность союзникам и на символическом уровне, избрав в качестве государственного гимна национальную песнь союзницы-Франции.

 Казалось бы, все произошло быстро и без особенного труда, но на самом деле утверждение нового гимна сопровождалось острейшей политической борьбой. Созданная Временным правительством Подкомиссия по разработке новой государственной печати (фактически она занималась всеми вопросами государственной символики – государственными гербом, флагом и гимном и многими другими военными и гражданскими символами) была буквально завалена различными предложениями. Хотя 2 марта новый гимн был официально утвержден, в течении всего 1917 г . рождались и горячо обсуждались все новые и новые проекты государственного музыкального символа: одни предлагали восстановить мелодию «Боже царя храни» но с новыми словами, другие – утвердить в качестве гимна известные революционные песни, третьи – использовать лучшие творения русских композиторов-классиков (М. И. Глинки, М. И. Мусоргского, П. И. Чайковского и других), четвертые выдвигали новые мелодии своего сочинения. Несколько раз вопрос о новом гимне доходил до стадии рассмотрения на заседаниях Временного правительства, но ни одно решение так и не было принято.

 Однако Временное правительство было не единственным органом, претендовавшим на власть в сотрясаемой революцией России. Кроме Временного правительства в Петербурге (тогда называвшемся Петроградом) активно действовал Совет рабочих и солдатских депутатов, пытавшийся присвоить власть себе. Решением этого Совета, управлявшегося представителями самых радикальных революционных партий, 4 апреля 1917 г . гимном России был провозглашен «Интернационал» (во многом потому, что Совет выступал за немедленный выход России из войны и требовал отказа от всех союзнических обязательств перед Францией и другими странами). Взаимоотношения Временного правительства и Совета были сложными, и определить чье решение в отношении гимна являлось правомочным, так и не смогли. В результате, сторонники Временного правительства признавали государственным гимном «Марсельезу», сторонники Совета – «Интернационал». Единственное обстоятельство, которое нужно отметить, это то, что международное сообщество власти Совета не признавало и считало российским гимном «Марсельезу».

В России «Марсельеза» стала известна еще со времен Наполеоновских войн, но популярной стала только в середине XIX в., причем популярностью она пользовалась в кругах революционеров и заговорщиков, занимавшихся антигосударственной деятельностью. Интересно, что «Марсельеза», которую со временем стали считать своим символом революционеры, очень мало похожа на французский государственный гимн, настолько мало, что в XIX в. ее называли «Русской марсельезой» и считали самостоятельным музыкальным произведением. Дело в том, что музыка российского варианта «Марсельезы» была переработана неизвестным композитором , значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом. «Русская марсельеза» - это помпезная и быстрая мелодия (в отличие от протяжного, тихо торжественного французского оригинала), а слова пропитаны идеями социальной ненависти и непримиримой, агрессивной борьбы (в то время как во французском гимне просто говориться о том, что свобода родной страны является высшей ценностью, которая стоит того, чтобы защищать ее, даже ценой своей жизни).

 

«Марсельеза» оставалась российским государственным гимном недолго – в октябре 1917 г . Временное правительство было свергнуто и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы – и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики – новым гимном России стал «Интернационал».

 Датой официального утверждения «Интернационала» в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г ., когда «Интернационал» был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима – Всероссийского съезда советов.

 «Интернационал», как и «Марсельеза», как и значительно ранее «Got save the King» - иностранное музыкальное произведение, однако если «Марсельеза» и «Got save the King» являлись гимнами иностранных государств и от них были позаимствованы Россией, то «Интернационал» никогда прежде ничьим государственным гимном не был.

 «Интернационал» был создан французским композитором Эженом Потье в 1871 г ., впервые исполнен на слова поэта Пьера Дегейтера в 1888 г . во французском городе Лилль. Эта песня, призывающая рабочих всех стран объединиться для борьбы за свои права, не пользовалась широкой популярностью в Европе. Но в 1902 г . в нелегальной большевитской газете «Искра» был опубликован русский перевод текста «Интернационала», выполненный А. Я. Коцем. С русским переводом «Интернационала» произошла та же история, что и с «Марсельезой» – он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал. В угоду политическим устремлениям большевиков, проповедовавших ярый экстремизм и мечтавших о мировой революции, А. Я. Коц выпустил при переводе все сдержанные интонаций французского текста, зато многократно усилил мотивы борьбы рабочих за свои права и дополнил стихи призывами к беспощадной войне бедных против богатых, низвержению существующих государств и созданию единого всемирного государства рабочих и крестьян. В этой новой вариации «Интернационал» стал известен в кругах русских революционеров и в 1918 г . провозглашен государственным гимном. В 1922 г ., после создания Союза Советских Социалистических Республик, «Интернационал» был переутвержден как гимн нового государства.

 «Интернационал» как государственный гимн – уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной – той страной, государственным символом которой он являлся. Это не случайно. СССР в 1922 г . вполне открыто провозгласил себя претендентом на мировое господство. Правители страны по-прежнему считали, что мировая революция неизбежна, и когда она произойдет – коммунистические республики, образовавшиеся из других стран мира присоединяться к СССР, который должен расти и со временем включить в себя все страны земного шара. Этим устремлениям соответствовала и государственная символика СССР: в ней не было не только ничего национального, но даже никакого указания на географическое положение страны. Главной фигурой государственного герба служил земной шар, красный государственный флаг не имел ни одной традиционной эмблемы, а государственный гимн – «Интернационал» – призывал весь мир по примеру СССР (а может быть, и при его помощи) уничтожить существующий политический строй и присоединиться к единому социалистическому государству.

 Агрессивный «Интернационал» был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание. В 1941 г . началась Великая Отечественная война. В условиях войны снова проснулись патриотические чувства и руководство страны оценило всю их важность. С другой стороны, в годы Великой Отечественной войны СССР тесно сотрудничал с Великобританией, США и другими странами антигерманской коалиции. Помощь союзников и добрые отношения с ними были крайне необходимы. Но международные договоры о сотрудничестве, торговле и военной помощи заключались с проведением установленных церемоний, а на этих церемониях исполнялись гимны союзных стран. Советский «Интернационал» в этих ситуациях звучал весьма некорректно – СССР договаривался о дружбе и военной помощи, а его гимн призывал уничтожить правительства союзных государств и присоединить их к СССР.

 В этой ситуации во второй половине 1943 года советским руководством было принято решение о создании нового государственного гимна СССР. Новый гимн был не единственным предприятием в числе проводившихся тогда мер, по восстановлению некоторых российских традиций. В конце 1943 года в армии были восстановлены погоны, а командиры переименованы в офицеров. Эти два символа воинской чести – погоны и офицерское звание – были особенно почитаемы в дореволюционной армии, а соответственно – служили самым ненавистным для большевиков знаком верности старым российским традициям в годы революции и Гражданской войны. Была изменена военная форма – она стала очень похожей на традиционную российскую, существовавшую до революции. Тогда же по примеру старой России были учреждены новые награды: украшенный драгоценными камнями орден «Победа» для высших военачальников и орден Славы трех степеней для рядовых и сержантов – прямой наследник самой уважаемой солдатской награды дореволюционной России – Георгиевского креста.

В этом ряду находилось и создание нового советского гимна. Конечно, позаимствовать по примеру военной формы и наград гимн у дореволюционной России советское правительство не посмело – слишком памятен был «Боже царя храни», слишком многим он был связан с прежней Россией. Отказались и от идеи использования в качестве гимна сочинений русских композиторов-классиков. В июле 1943 г . начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Возглавлял комиссию маршал К. Е. Ворошилов.

 К сентябрю в комиссию поступило свыше 170 проектов текста и около 60 вариантов мелодии гимна. Комиссия решила сначала выбрать текст, и только затем приступать к созданию музыки.

 Конечно, Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе – как и любые решения в СССР в то время – принимал только один человек – руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г . Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. А. Урекляном (известного под литературным псевдонимом Г. Эль-Регистан). Осень и начало зимы ушли на выбор мелодии. Музыку к новому гимну писали все известные советские композиторы, среди них Д. Д. Шостакович и А. И. Хачатурян, создавшие в рамках конкурса выдающиеся произведения. Всего комиссией было прослушано 43 варианта музыки гимна, причем большинство произведений представлялось по четыре-пять раз в разных вариантах исполнения.

Ни одна из новых мелодий так и не была признана подходящей для гимна – И. В. Сталин остановил свой выбор на музыке А. В. Александрова «Гимн партии большевиков». Это произведение было написано по одним сведениям в 1929, по другим в 1932 гг. и официально исполнялось на партийных мероприятиях как гимн ВКП(б) с 1933 года. Теперь музыку А. В. Александрова было решено использовать в качестве государственного гимна СССР, а партийным гимном сделать «Интернационал», получавший, таким образом, статус второй государственной песни. Музыка А. В. Александрова не подвергалась переработке, в отличие от слов, которые С. В. Михалков и Г. А. Уреклян неоднократно переделывали сообразно пожеланиям Сталина.

Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г . Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г .

 В новогоднюю ночь, после боя полуночного боя курантов Московского Кремля по всесоюзному радио впервые прозвучал новый гимн СССР. Интересно, что формально гимн еще не был учрежден – Постановление правительства об учреждении гимна вступило в силу лишь с 15 марта 1944 г . Однако днем рождения нового советского гимна считается 1 января 1944 г .

 Новый гимн СССР – гимн с которым наша страна жила до распада СССР в 1991 г . – стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремились придать СССР И. В. Сталин и его прислужники. В сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых, у него нет названия. Вспомним: все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное: «Коль славен…», «Молитва русских», «Боже царя храни», «Марсельеза», «Интернационал». Если мы посмотрим на современные гимны иностранных государств, то увидим, почти все они (начиная с того же британского «Got save the King») также имеют названия. Это не случайно: большинство гимнов рождалось как простые песни и песни, естественно, имели свои названия. С течением времени происходило так, что песня становилась национальным музыкальным символом и затем официально утверждалась в качестве государственного гимна. При этом гимн сохранял свое историческое имя. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия, и лишь в последние несколько лет, чтобы отличить от других гимнов, его стали неофициально называть «Союз нерушимый…» – по первой строке текста.

Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. Гимн состоял из трех куплетов (по четыре длинных строфы в каждом), между которыми трижды исполнялся припев (также в четыре строфы). На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Поэтому гимн целиком стал исполняться лишь в редких ситуациях, а кроме того – в полночь по радио. В большинстве прочих случаев исполнялся только первый куплет и припев. Это вызвало некоторые неудобства: каждый куплет советского гимна посвящен отдельной теме, все они связаны между собой, и только спетые вместе создают цельное впечатление. Если исполнять только первый куплет, то текст кажется оборванным на полуслове, недосказанным. Именно поэтому с советским гимном сложилось странное положение: хотя слова его, благодаря усиленной пропаганде и обязательному изучению в школе, почти каждый советский гражданин знал наизусть, пели этот гимн редко: петь целиком было слишком долго, а если исполнять только первый куплет – песня получается куцей. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов – только музыка первого куплета и припева.

 Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х гг. В 1953 г . умер И. В. Сталин и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя («Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил»). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой – с 1955 г . гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

 В 1964 г . Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков (Г. Э. Уреклян к тому времени скончался) быстро переработал стихи, исключив из них имя Сталина и некоторые формулировки, слишком тесно связанные с Великой Отечественной войной. В новогоднюю ночь 1971 г . гимн СССР после 15-летнего перерыва снова был исполнен со словами.

 Шло время и менялись судьбы нашей страны. Во второй половине 1980-х гг. началась знаменитая Перестройка, страна стала выходить из долгой мертвенной спячки, в которую погрузилась за годы коммунистического правления. И снова для людей стали важны и дороги понятия «Родина», «государство», «независимость», «суверенитет». К тому времени СССР состоял из пятнадцати союзных республик. Каждая республика имела свой герб, флаг и гимн. И только у одной республики гимна не было: у самой крупной – Российской. В советское время органы власти союзных республик, особенно парламенты, обладали лишь номинальной властью и лишь исполняли предписания союзного руководства. Но в конце 1980-х гг. ситуация стала меняться, и первые веяния свободы сказались … на вопросах символики республик. В 1990 году Верховный Совет РСФСР принял решение о создании российского гимна. В жарких дискуссиях победила точка зрения тех, кто настаивал на том, что Россия – преемница всех государственных образований, существовавших на ее территории, что она черпает свою силу в исторической традиции и только благодаря трудам многих поколений наших предков мы можем с уверенностью смотреть в будущее. Поэтому, гимном России должно стать одно из сокровищ классической российской музыки. После долгих поисков и сомнений выбор был остановлен на произведении Михаила Ивановича Глинки «Патриотическая песнь».

 «Патриотическая песнь» была создана М. И. Глинкой в 1830-х гг. Глинка не завершил работы над этим произведением. Однако в архиве М. И. Глинки осталась партитура [4] «Патриотической песни», представлявшая собой вполне полноценную мелодию.

 Когда «Патриотическая песнь» была избрана в качестве гимна РСФСР, композитор А. П. Петров доработал произведение М. И. Глинки и создал его вариант для исполнения симфоническим оркестром. Чуть позже был разработан и вариант для духового оркестра. Постановлением Верховного совета РСФСР от 23 ноября 1990 г . «Патриотическая песнь» была учреждена в качестве гимна Российской Федерации.

 Новый гимн РСФСР не имел слов, и вопрос о них долгое время порождал горячие споры. В результате, было решено, что с созданием слов не нужно спешить. Действительно, любой профессиональный поэт в состоянии написать стихи на предложенную ему музыку. Но станут ли эти стихи теми словами, которые каждый гражданин страны будет принимать как слова своего государственного гимна? Которые он по искреннему желанию готов будет выучить и исполнять в самые ответственные моменты своей жизни? Такие слова создать нелегко, особенно – в противоречивый, переломный момент государственной жизни, который переживала наша страна в начале 1990-х гг.

 Было и еще одно обстоятельство: российские поэты очень смутно представляли себе, чему могут быть посвящены слова гимна. Советский гимн приучил нас к тому, что главная государственная песнь должен славить и возвеличивать страну и ее народ. И многочисленные проекты текста гимна России были удивительно похожи один на другой: все они бесконечно повторяли слова «слава!», «славься!», «великая», «могучая» и прочие хвалебные эпитеты. Между тем, величие и достоинство государственного гимна отнюдь не заключаются в самозабвенном и страстном восхвалении. Гимн – это песня страны, народа, и если этот народ хвастливо называет себя «великим и могучим», раз за разом провозглашает славу самому себе, то это звучит по меньшей мере нескромно.

К сожалению, история возникновения музыкальных государственных символов и тексты иностранных гимнов были (и остаются сегодня) мало известны в России начала 1990-х гг. Именно поэтому, ни одному из претендентов на авторство текста гимна не удалось создать стихов, достойных главной государственной песни.

 В декабре 1991 г . прекратил свое существование СССР и Россия стала независимым, суверенным государством. Новая Россия унаследовала от РСФСР – российской республики в составе СССР – ее гимн – «Патриотическую песнь» М. И. Глинки. В 1993 г . статус государственного гимна был подтвержден Указом Президента Российской Федерации «О Государственном гимне Российской Федерации». Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие в каких ситуациях и как он должен звучать.

 «Патриотическая песнь» была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Интересно, что до сиих пор, хотя «Патриотическая песнь» уже несколько лет больше не является гимном нашей страны, на церемониях с российским участием, происходящих за рубежом, в качестве российского гимна иногда исполняется именно эта музыка. Причин тому можно найти немало. Во-первых, «Патриотическая песнь» стала для большинства стран мира песней нового, счастливого времени, новых надежд. Долгие годы СССР был могущественной и грозной страной. Его отношения с развитыми странами Европы, Азии и Америки были напряженными, часто враждебными. Почти полвека – с 1945 г . до конца 1980-х гг. миролюбивые страны со страхом оглядывались на Советский Союз, не раз грозивший ввергнуть землю в кошмар ядерной войны.

 И вот – Советский Союз исчез. Его наследница – Российская Федерация провозгласила высшими ценностями права человека, демократическое развитие, дружбу и мирное сотрудничество с иностранными государствами. Исчез многолетний враг, исчез иссушающий страх и мир с радостью принял новую Россию и ее новые государственные символы. Двуглавый орел – герб нашей страны, ее бело-сине-красный флаг и «Патриотическая песнь» – ее гимн, стали знаками новой эпохи в международных отношениях, и новой – мирной, свободной и дружественной России.

 Второй причиной популярности «Патриотической песни» за рубежом является, безусловно, ее музыкальная красота. М. И. Глинка считается творцом российской классической музыки, именно он стал первым великим русским композитором, произведения которого доныне ставятся в один ряд с величайшими творениями композиторов всех времен и народов. «Патриотическая песнь», хотя и не была закончена М. И. Глинкой, но вобрала в себя все лучшие традиции его творчества. Она торжественна и сдержана, величава и достойно скромна. Наконец, по своей музыкальной форме она прекрасно отвечает традициям создания государственных гимнов.

 Несколько иначе принимали «Патриотическую песнь» в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней. К сожалению, в спорах о гимне большую роль играла политика: представители разных политических партий, ради своей популярности, ради успехов на выборах и при разделении государственных постов активно отстаивали тот или иной вариант государственного гимна, не останавливаясь при случае перед негативными отзывами о «Патриотической песни» и самыми невероятными выдумками об истории российского гимна.

В 1993 г . была принята Конституция России – Основной закон нашей страны. Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами. Принятие законов о государственных символах затянулось. До принятия законов государственные символы существовали по силе указов Президента РФ, подписанных в 1993 г .

 Вопрос о государственной символике был окончательно решен в самом конце 2000 года. На пороге были новый век и новое тысячелетие. И глубоко символично, что герб, флаг и гимн нашей страны получили свое полное законодательное учреждение именно в канун этой знаменательной даты.

 25 декабря 1999 г . вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ» и «Государственном гимне РФ». Государственным гербом России был утвержден двуглавый орел, ведущий свою историю государственного символа нашей страны с конца XV века, отмененный в 1917 г . и восстановленный в 1993 г . Государственным флагом стало бело-сине-красное полотнище, вошедшее в употребление в середине XVII в., отмененное в 1917 г . и восстановленное в 1990 г . Так гербом и флагом России стали ее исторические символы – те символы, с которыми она жила до катастрофы 1917 г . и которые были восстановлены в начале 1990-х гг., на заре российского суверенитета.

 Иначе сложилась судьба государственного гимна. «Патриотическая песнь» М. И. Глинки отошла в историю – в новогоднюю ночь 2000 г . над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.